Археология - отрасль исторической науки, изучающая и реконструирующая прошлое на основе материальных остатков деятельности человека. Изучает обширную эпоху историко-культурного развития (60 — 80 тыс. лет до н.э. — 13 -14 вв. н.э.). С исторической точки зрения эпоха делится на несколько периодов: первобытнообщинный строй, разложение первобытного общества, зарождение феодальных отношений и ранний феодализм. По археол. периодизации внутри эпохи выделяются каменный век (60 — 80 тыс. лет до н.э. — 3-е тыс. до н.э.), бронзовый век (2-е тыс. до н.э.), ранний железный век (1-е тыс. до н.э.) и раннее средневековье (4 — 14 вв. н.э.). Объектом изучения археологии являются археологические памятники.Археологические памятники - древние памятники, сооружения или погребения, сохранившиеся на земной поверхности и под землей, являющиеся объектом археологического исследования. Археологические памятники — вещественные источники, по которым можно реконструировать прошлое человеческого общества. К числу основных археологических памятников относятся: орудия труда, оружие, домашняя утварь, одежда, украшения, поселения и отдельные жилища, древние укрепления, мастерские; погребальные памятники; рисунки и надписи на отдельных камнях; архитектурные памятники. Наиболее древние археологические памятники на территории Башкортостана (стоянка Мысовая) датируются 70-м тысячелетием до н.э. Археологические памятники условно можно разделить на несколько групп. Самые крупные из них две — поселения и погребения.Поселения делят на неукрепленные (стоянки, селища) и укрепленные (городища). Селищами и городищами обычно называют памятники эпохи бронзы и железа. Стоянки - неукрепленные поселения каменного и железного веков. Термин «стоянка» очень условен. Сейчас он вытесняется понятием «поселение» (Муллино, Мысовая и др.).Селища - неукрепленные поселения эпохи раннего железного века и средневековья (Воронки, Горновское и др.).Городища—остатки укрепленных поселений, окруженные рвом и земляным валом или несколькими рядами валов и рвов (Уфимское – Чертово, Бирское, Охлебининское и др.)Погребения делятся на два основных вида:- погребения с надмогильными сооружениями (курганы, могильники, мегалиты, гробницы, мавзолеи)- погребения грунтовыеК погребениям с надмогильными сооружениями относятся курганы, могильники, мегалиты, гробницы, мавзолеи.Курганы – надмогильные сооружения в виде округлой или продолговатой насыпи из земли или камня над одной или несколькими могилами (Старо-Ябалаклинские, Филипповские, Переволочанские и др.).Могильники-захоронения в настоящее время не имеют внешних признаков (Охлебининский, Биктимировский и др.).Грунтовые погребения – это погребения без каких-либо надмогильных сооружений. Наиболее сложные сооружения — мегалитические погребения (мегалит — от греческого «мегас» — большой, «литое»:— камень), т. е. погребения в гробницах, сооруженных из больших камней, — дольмены, менгиры и т. д. В Западной Европе и на юге европейской части России распространены дольмены (от бретонского «дол» — стол и «мен» — камень).Самые известные из гробниц — пирамиды. Например, на пирамиду Хеопса ушло 6,5 млн. т камня. Высота ее—140 м. На территории России пирамиды строили из дерева и земли. От них сохранились лишь насыпи — курганы.Погребения говорят о возрасте умерших, а, следовательно, и о средней продолжительности жизни человека той эпохи, о его образе жизни, о том, чем он питался. Рост, время полового созревания, брачный возраст, внешний вид и многое другое специалисты могут определить, не имея даже полного скелета. Иногда в болотах удается найти неразложившиеся трупы людей. Например, в 1984г. в торфянике Линдоу-Мосс было обнаружено тело мужчины 20—30 лет, ростом 167 см, с рыжими усами, бородой, бакенбардами и аккуратно подстриженными ногтями. Тело этого человека (его назвали Питом Маршем) пролежало в болоте около 2500 лет и не разложилось. Он был удушен веревкой и брошен в болото. Генетики предполагают выделить из его тела гены и «вырастить» их в лаборатории. Такие находки дают массу информации о прошлом.Погребения, а в особенности обряд захоронения, свидетельствуют о религиозных воззрениях, верованиях, мировоззрении соплеменников умершего.