Развитие системы государственного финансового контроля (ГФК) является одним из важных условий упорядоченного функционирования государственного аппарата, эффективного использования бюджетных средств и государственной собственности, существенного улучшения качества работы во всех областях общественной жизни. В Российской Федерации государственный финансовый контроль осуществляется системой органов государственной власти в рамках своих полномочий(1). Ведущим органом государственного финансового контроля является Счетная палата РФ(2), которая обладает организационной и функциональной независимостью.Главное в работе Счетной палаты - выполнение контрольных функции в области управления государственными финансами и государственной собственностью. Ее основными задачами являются:- организация и осуществление контроля за исполнением бюджета;- контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов;- определение эффективности расходования бюджетных средств;- оценка обоснованности доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;- финансовая экспертиза федеральных законов, нормативно-правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые из средств федерального бюджета.Требования по осуществлению государственного финансового контроляКонтрольная деятельность осуществляется субъектом финансового контроля в порядке, установленном в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.При осуществлении контрольной деятельности работники финансового контроля руководствуются следующими принципами:а) независимость;б) профессиональная компетентность;в) должная тщательность.Независимость работников финансового контроля состоит в том, что при проведении контрольного мероприятия они независимы от объекта финансового контроля, в том числе:а) не имеют родства с должностными лицами объекта финансового контроля;б) не являлись в проверяемый период должностными лицами объекта финансового контроля.Работники финансового контроля должны принимать меры по предотвращению конфликта интересов при проведении контрольных мероприятий.Контрольная деятельность подлежит планированию.Планирование контрольной деятельности осуществляется путем составления и утверждения субъектом финансового контроля плана контрольной деятельности на календарный год.План контрольной деятельности представляет собой перечень контрольных мероприятий (ревизий, проверок), которые планируется осуществить в следующем календарном году.В плане контрольной деятельности по каждому контрольному мероприятию устанавливается объект финансового контроля, проверяемый период, суммы финансирования в проверяемом периоде, форму контрольного мероприятия, срок проведения контрольного мероприятия, ответственные исполнители.При планировании контрольной деятельности учитываются:- законность, своевременность и периодичность проведения контрольных мероприятий;- степень обеспеченности ресурсами (трудовыми, материальными и финансовыми);- реальность сроков проведения контрольных мероприятий;- равномерность нагрузки на работников финансового контроля;- экономическая целесообразность проведения контрольных мероприятий, определяемая соотношением затрат на проведение каждого контрольного мероприятия и суммы средств федерального бюджета, в отношении которых планируется проведение данного мероприятия;- наличие резерва времени для выполнения внеплановых контрольных мероприятий и другие факторы.При подготовке контрольного мероприятия:а) осуществляется сбор информации об объекте контроля, необходимой для организации контрольного мероприятия;б) определяется объем контрольного мероприятия;в) рассматривается в предварительном порядке общий подход к проведению контрольного мероприятия;г) определяются сроки и этапы проведения контрольного мероприятия, в том числе последовательность проверки направлений деятельности объекта финансового контроля;д) определяются требования к работникам финансового контроля, необходимые для проведения контрольного мероприятия, формируется группа работников, проводящих контрольное мероприятие (далее - ревизионная группа), и распределяются обязанности между членами ревизионной группы;е) составляется программа контрольного мероприятия;ж) информируется объект финансового контроля о цели, объеме и сроках проведения контрольного мероприятия.При подготовке контрольного мероприятия субъектом финансового контроля учитывается:а) деятельность объекта финансового контроля, в том числе:общие экономические факторы и условия деятельности объекта финансового контроля;особенности деятельности объекта финансового контроля;наличие территориально обособленных подразделений объекта финансового контроля;б) система бюджетного (бухгалтерского) учета и система внутреннего контроля объекта финансового контроля, в том числе:учетная политика, принятая объектом финансового контроля;наличие и тип компьютерной системы ведения бюджетного (бухгалтерского) учета;изменения в порядке отражения в бюджетной отчетности деятельности объектов финансового контроля в связи с применением новых нормативных правовых актов в области бюджетного (бухгалтерского) учета;наличие подразделения внутреннего финансового аудита (внутреннего контроля) у объекта финансового контроля и его возможное влияние на объем контрольного мероприятия;в) существенность разных видов информации, в том числе:вопросы, наиболее важные с точки зрения цели контрольного мероприятия, в том числе относительная важность разных вопросов бюджетного (бухгалтерского) учета;уровень существенности информации, определенный для контрольного мероприятия;возможность (в том числе на основе результатов контрольных мероприятий прошлых лет) существенных искажений данных бюджетной отчетности или недобросовестных действий руководства объекта финансового контроля;выявление неоднозначных вопросов бюджетного (бухгалтерского) учета, в том числе таких, где результат зависит от профессионального мнения лица, ответственного за ведение бюджетного (бухгалтерского) учета (например, при определении оценочных показателей);г) прочие факторы, в том числе:количественный состав, профессиональная компетентность и опыт работников финансового контроля, планируемых к участию в контрольном мероприятии;необходимость привлечения экспертов;форма и сроки подготовки и представления отчетности о контрольном мероприятии.Объем контрольного мероприятия определяется перечнем и характером процедур контроля, которые необходимы для достижения цели контрольного мероприятия при данных обстоятельствах.Программа контрольного мероприятия составляется и утверждается до начала контрольного мероприятия в установленном порядке осуществления субъектом финансового контроля контрольной деятельности.Программа контрольного мероприятия должна содержать: форму контрольного мероприятия; тему контрольного мероприятия; наименование объекта финансового контроля; перечень основных вопросов, подлежащих изучению в ходе контрольного мероприятия.Глубина изучения и оценки надежности системы внутреннего контроля определяется целью контрольного мероприятия и тем, в какой степени ревизионная группа предполагает полагаться на эту систему, а также наличием у объекта финансового контроля подразделения внутреннего финансового аудита (внутреннего контроля).Доказательства - информация, полученная при проведении контрольного мероприятия, и результат ее анализа, которые подтверждают выводы, сделанные по результатам этого мероприятия.К доказательствам относятся первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бюджетная, статистическая и иная отчетность, результаты процедур контроля, проведенных в ходе контрольного мероприятия, заключения экспертов, письменные заявления должностных лиц объектов финансового контроля, а также документы и сведения, полученные из других достоверных источников.Доказательства считаются достаточными, если для подтверждения выводов, сделанных по результатам контрольного мероприятия, не требуются дополнительные доказательства. Достаточность представляет собой количественную меру доказательств.Доказательства считаются надлежащими, если они подтверждают выводы, сделанные по результатам контрольного мероприятия. Надлежащий характер представляет собой качественную сторону доказательств.Доказательства считаются надежными, если они обеспечивают высокую степень уверенности в выводах, сделанных по результатам контрольного мероприятия.Надежность доказательств зависит от их источника (внутренний, внешний) и от их формы (документальная, устная, визуальная).Достаточность, надлежащий характер и надежность доказательств должны сопоставляться с расходами, связанными с получением доказательств. Однако сложность получения конкретного доказательства и связанные с этим расходы не являются основанием для отказа от получения данного доказательства.Доказательства получают в результате тестирования средств системы внутреннего контроля объекта финансового контроля и проведения проверок по существу. Проведение контрольного мероприятия подлежит документированию.Рабочая документация (рабочие документы), т.е. документы и иные материалы, подготавливаемые либо получаемые в связи с проведением контрольного мероприятия, составляется при подготовке и проведении контрольного мероприятия, а также при осуществлении контроля в ходе этого мероприятия.В рабочих документах должно быть отражено обоснование всех существенных вопросов, по которым работнику финансового контроля необходимо выразить профессиональное мнение. В случаях, когда работник финансового контроля рассматривал сложные принципиальные вопросы или выражал по каким-либо существенным вопросам профессиональное мнение, в рабочие документы должны быть включены факты, известные этому работнику на момент формирования этого мнения.Рабочие документы должны составляться с такой степенью полноты и подробности, которая необходима и достаточна для обеспечения понимания проведенного контрольного мероприятия и выводов по его результатам.Объем рабочей документации по каждому контрольному мероприятию определяется работником финансового контроля, который руководствуется своим профессиональным мнением. Включение в рабочую документацию каждого рассмотренного в ходе контрольного мероприятия документа либо отражение в рабочем документе каждого рассматриваемого вопроса не является обязательным. Вместе с тем объем рабочей документации по контрольному мероприятию должен быть таков, чтобы в случае, если возникнет необходимость передать работу другому работнику финансового контроля, не имеющему опыта работы по данному контрольному мероприятию, новый работник финансового контроля смог исключительно на основе полученной рабочей документации понять проделанную работу и обоснованность выводов прежнего работника финансового контроля.Рабочая документация по контрольному мероприятию должна содержать:- документы, отражающие подготовку контрольного мероприятия, включая программу контрольного мероприятия;- сведения о характере, сроках, объеме контрольного мероприятия и результатах его выполнения;- документы о выполнении отдельных процедур контроля с указанием исполнителей и времени выполнения;- копии договоров, соглашений, протоколов, первичной учетной документации, документов бюджетного (бухгалтерского) учета, бюджетной отчетности, иных необходимых документов;- письменные заявления, полученные от должностных лиц и иных работников объектов финансового контроля;- копии обращений, направленные другим органам финансового контроля, экспертам, третьим лицам и полученные от них сведения;- копии финансово-хозяйственных документов объекта финансового контроля, подтверждающие выявленные нарушения;- акты контрольного мероприятия, иную отчетность по результатам проведенного контрольного мероприятия;- документы, подтверждающие, что работа, выполненная работником финансового контроля, осуществлялась под контролем более опытных работников финансового контроля.Результаты контрольного мероприятия подлежат оформлению в письменном виде актом.Акт должен составляться на русском языке, иметь сквозную нумерацию страниц. Показатели, выраженные в иностранной валюте, приводятся в акте в этой иностранной валюте и в сумме в рублях, определенной по официальному курсу этой иностранной валюты к рублю, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату совершения соответствующих операций.Содержание акта должно основываться на следующем:а) акт должен полно отражать результаты контрольного мероприятия;б) в акте должен быть однозначно идентифицирован объект и предмет финансового контроля;в) в акте должны быть раскрыты цели и объем контрольного мероприятия;г) в акте должно быть указано, в соответствии с какими требованиями (стандартами, иными документами) проводилось контрольное мероприятие;д) акт должен быть подписан уполномоченным лицом (лицами) и датирован;е) акт должен быть составлен в установленные сроки.При составлении акта должна быть обеспечена объективность, обоснованность, системность, четкость, доступность и лаконичность (без ущерба для содержания) изложения.Результаты контрольного мероприятия, излагаемые в акте, должны подтверждаться достаточными надлежащими надежными доказательствами.В акте при описании каждого нарушения, выявленного в ходе контрольного мероприятия, должны быть указаны: положения законодательных и нормативных правовых актов, которые были нарушены, к какому периоду относится выявленное нарушение, в чем выразилось нарушение, документально подтвержденная сумма нарушения, должностное, материально ответственное или иное лицо объекта финансового контроля, допустившее нарушение.В акте не допускаются:выводы, предположения, факты, не подтвержденные доказательствами;морально-этическая оценка действий должностных, материально ответственных и иных лиц объекта финансового контроля;помарки, подчистки и иные неоговоренные исправления.С актом должен быть ознакомлен руководитель объекта финансового контроля.Акт представляется лицу, назначившему контрольное мероприятие, для рассмотрения и принятия соответствующих решений.