Целью контроля расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами является подтверждение правильности расчетов, полноты и своевременности уплаты в бюджет и внебюджетные фонды налогов, сборов и платежей.
Контроль проводится по каждому виду расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами по направлениям:
1) состояние внутреннего контроля;
2) правильность определения базы для исчисления налога, сбора, платежа;
3) правильность применяемых ставок, льгот;
4) правильность возмещения налога из бюджета;
5) полнота и своевременность перечисления налога, сбора, платежа;
6) правильность составления деклараций, расчетов и иных отчетных документов;
7) правильность оформления первичных документов и отражения в учете таких операций.
Источниками для проведения контроля являются расчетные ведомости по начислению зарплаты, учетные бухгалтерские и налоговые регистры (журналы-ордера, ведомости, карточки по счетам 68, 69, 90, 70, 76 и т. д., главная книга, баланс (форма № 1), отчет о прибылях и убытках (форма № 2), учетная политика организации), расчеты и налоговые декларации по налогам, бухгалтерские справки и т. д.
Аналитический учет организуется по каждому налогу, сбору на отдельном субсчете к указанным счетам.
Так как законодательно закреплено право предприятия учитывать реализацию продукции для целей налогообложения двумя способами – «по отгрузке» и «по оплате», контролеру-ревизору лонефрит следует проанализировать учетную политику субъекта и его право на применение второго способа.
Необходимо проверить расходы организации, учитываемые для целей налогообложения прибыли, так как не все расходы учитывают для налогообложения либо учитывают в пределах норм. Данный порядок закреплен гл. 25 НК РФ «Налог на прибыль».
Проверяется порядок учета распределяемых расходов и расходов, подлежащих отнесению в следующих налоговых периодах.
Чаще всего встречаются ошибки в исчислении базы налогообложения, ненадлежащее ведение учета, не обеспечивающее информацией внутренних и внешних пользователей о состоянии расчетов с бюджетом и фондами, нарушение сроков платежей, неправильное применение льгот, имеются случаи сокрытия, занижения выручки от реализации, которая служит базой для исчисления налога на прибыль, несоблюдения норматива включения затрат в расходы, учитываемые при налогообложении.
Все нарушения расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами ведут к применению к организации финансовых санкций в виде штрафов, пеней, неустоек, правильность расчетов которых также является объектом контроля.