В науке конституционного (государственного) права понятие «конституция» применяется в двух смыслах. В формальном смысле - это юридическая конституция, т.е. основной закон государства, закрепляющий общественно-экономический строй, форму правления и форму государственного устройства и правовое положение личности. Юридическая конституция представляет собой документ, предписывающий то, что должно быть. Однако в ходе практическо-го применения предписаний юридическойконституции обстановка меняется. Появляются новые учреждения, принимаются конституцион-ные, органические и обычные законы, сущест-венно изменяющие и дополняющие нормы юридической конституции. Иными словами, складывается на практике такой порядок осуществления государственной власти, который может существенно отличаться от порядка, предписанного юридической конституцией. Этот реальный порядок осуществления государствен-ной власти называется фактической конститу-цией или конституцией в материальном смысле слова.Фактическая и юридическая конституции могут как совпадать, так и расходиться.В некоторых странах политическая элита стремится править помимо конституции. Этот процесс сопровождается как официальным культом конституции, так и теоретиче-ским обоснованием необходимости и целесо-образности внеконституционного правления. Примечательно следующее высказывание американских профессоров Д. Корри и Г. Эбрегэма: «Конституция - эторама или шасси, на котором установлен работающий двигатель правительства. В границах определенной терпимости тип исистема двигателя могут быть модифицированы без изменения самой рамы. Конституция вообще должна приспосабливаться к известным изменениям работающих механизмов правитель-ства». Получается, что, с одной стороны, конституция нужна, так как без нее не может обойтись ни одно демократическое государство. С другой стороны, конституция вступает в противоречие с действиями политической элиты. Историческая коллизия между законностью и целесообразностью каждый раз решается в зависимости от расстанов^р политических сил в обществе.