Первая функция политических партий состоит в том, что они выступают средством борьбы за обладание правительственной властью в центре и на местах между отдельными соперничающими группами.Различные социальные группы остро заинтересо-ваны в использовании высших органов государ-ственной власти и муниципалитетов (в федера-тивных государствах - также органов власти и управления субъектов федерации) для своих целей.Желая получить правительственную власть и влияние в местных и федеральных органах, эти группы делают ставку на ту либо иную полити-ческую партию, с помощью которой они стремятся провести своих представителей в выборные органы.Поскольку такая борьба проходит в рамках конституционной законности, главным орудием ее являются политические партии.Это соперничество выливается в форму избира-тельной борьбы, где силы противников оценива-ются по количеству полученных голосов.Вторая функция политических партий состоит в том, что они принимают важнейшее участие в формировании и деятельности всех звеньев государственного аппарата. Выборные органы власти и управления как в центре, так и на местах (президенты, парламенты, представительные органы субъек-тов федерации, муниципальные советы и др.) создаются при непосредственном участии политических партий. Именно они подбирают кандидатов на выборные должности и проводят избирательные кампании. Таким образом, партии являются учреждениями, в рамках которых воспитываются политические лидеры и государственные деятели.Иными словами, они готовят те кадры, из числа которых формируются правящие элиты. В отношении государственного аппарата правящие партии играют особую роль. Руково-дящие органы таких партий не только формиру-ют правительства, но определяют персональный составруководства всех центральных исполнительных ведомств. Наиболее эффективно эта задача решается партиями в странах с парламентарными формами правления (Великобритания, Италия, ФРГ, Швеция, Дания, Нидерланды и др.). Там правительства,образованные парламентским путем, по своему персональному составу почти полностью совпадают с руководящим органом правящей партии. Поскольку министрами в этих странах могут быть только члены парламента, руково-дство партии фактически определяет состав своей фракции, из числа членов которой в случае победы на выборах будет сформировано правительство. В президентских республиках «классического» типа (например, США) партийный состав правительств в меньшей степени зависит от партийного состава парла-мента, ибо в них действует принцип несовмести-мости депутатского мандата и министерского портфеля. Однако и при этой форме правления существует непосредственная связь между правящей партией и высшими исполнительными органами государственной власти.Третья функция политических партий состоит в том, что они принимают прямое или опосредст-вованное участие в разработке, формировании и осуществлении внутри- и внешнеполитического курса государства. Правящие партии через свои руководящие органы, правительства и парла-ментские фракции непосредственно участвуют в принятии политических решений и их реализа-ции.Оппозиционные партии предлагают альтерна-тивные решения, которые могут стать правитель-ственными в случае изменения политической ситуации.Таким образом, партии активно воздействуют на принятие органами государственной власти и управления политических решений, которые, будучи преобразованы в соответствующие нормативные акты, приобретают обязательную силу. Партийная система превращается в существенный фактор формированиязаконодательных органов, правительств, а также глав государств, средство воздействия на их деятельность.