Конституционализм как один из важнейших принципов демократии исходит из предположе-ния о том, что нормы писаной конституции обладают высшей юридической силой по отношению ко всем другим источникам права => нормоустанавливающая деятель-ность в стране должна осуществляться в соответствии с конституцией. Следить за соответствием правовых норм контитуции возлагается на институт конституционного надзора, который в установленной форме осуществляет проверку обычных законов и иных нормативных актов с точки зрения их соответствия конституции. Таким образом, функция конституционного надзора состоит в поддержании и обеспечении конституционной законности.Доктрина конституционного надзора была впервые сформулирована и применена Верхов-ным судом США под председательством Джона Маршалла в 1803 году.В зарубежных странах конституционный надзор может применяться в двух основных видах.1. Осуществление конституционного контроля всеми судами общей юрисдикции (США, Аргентина, Мексика, Дания, Норвегия, Канада, Австралия, Индия, Япония). Эту систему называют также децентрализованной, или американской. В этих странах вопрос о консти-туционности закона или иного нормативного акта, на основании которого возникло конкрет-ное дело, может быть поставлен любым судом, но окончательное решение выносит высшая судебная инстанция.2. Второй вид конституционного надзора - централизованный (либо европейский) применя-ется в тех странах, где для этой цели создаются специальные квази-судеб-ные органы, которые не входят в систему судов общей юрисдикции. Для этих органовнадзорная деятельность является единственной или главной функцией (ФРГ, Авст-рия, Италия, Франция). Органы централизованного конститу-ционного контроля формируются различными способами: по предложению правит-ва прези-дентом (Автрия), президентом, парламентом и магистратурой. Объектами конституционного надзора могут быть обычные, конституционные и органические законы, поправки к конституции, международные договоры, парламентские регламенты и др. правовые нормы. Субъектами конституционного надзора могут быть физиче-ские и юридические лица, а также государствен-ные органы, наделенные правом запроса о конституционности того либо иного акта. Круг субъектов конституционного надзора устанавли-вается законодательством и надзорной практикой соответствующей страны. По своему содержа-нию конституционный надзор может быть формальным и материальным. В первом случае проверяется соблюдение процедурных правил, установленных для принятия законов и иных нормативных актов, являющихся объектами конституционного надзора. Во втором случае проверяется содержание законов и иных нормативных актов с точки зрения соответствия их смыслу конституции. Процедура конституци-онного надзора может возбуждаться как по конкретному поводу, каковым является судебное дело (США, Италия, ФРГ, Мексика, Индия), так и без конкретного повода по инициативе установленных законом субъектов конституци-онного надзора (Франция). В практике зарубеж-ных стран применяются две формы конституци-онного контроля - предварительный и после-дующий. Предварительный - проверка конститу-ционности законов на стадии их прохождения через парламент (Швеция, Финляндия), проверка конституционности законопроектов. После санкционирования закона и его промульгации он не может быть подвергнут проверке на конститу-ционность. Орган, осуществляющий конституци-онный надзор, может признать противоречащим конституции либо весь закон целиком, либо отдельные его положения. По общему правилу решение органа конституционного надзора является окончательным и может быть пере-смотрено только им самим. Правовым последст-вием признания закона или иного акта целиком или частично неконституционным является то, что соответствующий закон или нормативный акт целиком или частично теряет юридическую силу и перестает применяться судами. Это относится, конечно, только к последующему конституционному контролю. В тех странах, где конституционный контроль прямо не предусмот-рен писаной конституцией, признание закона неконституционным не влечет за собой его формальной отмены. Для стран, применяющих последующий конституционный контроль, серьезное значение имеет вопрос о том, с какого момента перестает действовать закон, признан-ный противоречащим конституции. Значение названной проблемы объясняется тем, что между принятием закона парламентом и признанием его неконституционным может пройти значи-тельное время, в течение которого на основании опротестованного закона возникли многочислен-ные правоотношения. В этом случае применяют-ся два принципа: а) закон признается недействи-тельным с момента его вступления в силу; б) закон считается недействительным с момента признания его неконституционным. Второй принцип более часто применяется, так как он не порождает неопределенности в гражданском обороте и иных правоотношениях.