Выделяют несколько видов наблюдения:
1. Стандартизированное наблюдение (предполагает наличие заранее составленного плана наблюдения, цели и задачи которого заранее определены).
2. Свободное наблюдение(не предусматривает специальной подготовки и плана наблюдения).
3. Включенное наблюдение (осуществляется в процессе совместной деятельности с ребенком).
Выделяют и другие виды наблюдения:
1) групповое и индивидуальное;
2) кратковременное и долговременное;
3) внешнее и внутреннее и др.
В процессе наблюдения психологу следует учитывать особенности проявления активности ребенка, которая составляет основу его психосоциального развития. Прежде всего следует обращать внимание на:
1) общую и двигательную активность;
2) эмоциональные и поведенческие реакции на новые стимулы;
3) интенсивность эмоционального выражения своих желаний и отношений;
4) настроение ребенка;
5) способность сосредоточиваться на эмоциональном контакте или манипуляции с предметами;
6) способность справляться с трудностями, преодолевать препятствия.
При выявлении у ребенка поведения, отличающегося от других детей, психолог организует более тщательное наблюдение за ним.
При квалификации наблюдаемых особенностей поведения ребенка как отклонений психолог руководствуется следующими критериями:
1) изменение поведения ребенка в общем;
2) несоответствие поведения ребенка возрастным нормам развития;
3) длительность отмечаемых особенностей поведения;
4) частота наблюдаемых симптомов;
5) особенности возникновения той или иной черты в поведении, указывающие на социальный характер ее возникновения;
6) склонность к выполнению однообразных действий с предметами;
7) отсутствие привязанности к близким взрослым и т. д.
Выяснив причины нарушений в развитии ребенка, психолог разрабатывает перспективный план его развития и коррекции. Он обязательно проводит специальную работу с родителями по разъяснению особенностей данного периода в жизни ребенка и оптимальных методов взаимодействия с ним.
В качестве базового развивающего и коррекционно-го метода психологами широко используется игровая деятельность. При ярко выраженном отставании и отсутствии положительного темпа в развитии игровой деятельности проводят доскональное обследование ребенка с учетом выяснения причин данного отставания. При этом, как правило, привлекаются другие специалисты (педагоги, врачи и т. д.).