Различают открытые (с повреждением целостности кожных покровов) и закрытые (без нарушения целостности кожных покровов) повреждения мягких тканей.
Ушиб – это закрытое повреждение мягких тканей, полученное в результате воздействия механического фактора различной интенсивности. Основным объективным признаком ушиба является кровоизлияние.
Ушиб сопровождается таким субъективным симптомом, как боль в месте поражения. При небольших повреждениях болевые ощущения не очень значительны, только при формировании обширной гематомы боль может быть интенсивной. Ушиб сопровождается отеком и припухлостью в области повреждения. Лечение ушибов в основном симптоматическое и заключается в местном применении холода и различных рассасывающих примочек.
Растяжения и разрывы. Эти травмы также связаны с воздействием механического фактора. Этот вид травм характерен для мышц и сухожилий. И растяжения, и разрывы мышц и сухожилий сопровождаются такими симптомами, как боль, припухлость, отек, нарушение функции. Разрыв сопровождается большей выраженностью субъективных ощущений, боль в момент разрыва крайне интенсивная, отек и припухлость выражены непосредственно над зоной повреждения, функция мышцы или сухожилия полностью утрачена.
Лечение при неполном повреждении (растяжении) консервативное, лечение при разрывах – хирургическое и заключается в сшивании мышцы или сухожилия в максимально щадящем положении конечности (чаще всего – сгибании). В последующем производят иммобилизацию конечности в функционально выгодном положении до полного восстановления целостности.
Транспортная иммобилизация представляет собой комплекс мероприятий, направленных на создание неподвижности органа во время транспортировки в стационар.
Стандартные шины представлены лестничной шиной Крамера, каркас которой эффективно моделируется для иммобилизации верхних или нижних конечностей.
Шина Дитерихса применяется для иммобилизации нижних конечностей. Она представляет собой деревянные пластины, перемещающиеся друг относительно друга, фанерную подошву, фиксирующуюся с помощью специальных креплений.
Для иммобилизации при повреждении шейного отдела позвоночника применяют воротник Шанца, который своими концами должен упираться в костные образования – грудную клетку и сосцевидные отростки височной кости.
Очень удобны в применении пневматические шины, принцип действия которых основан на создании иммобилизации за счет нагнетаемого воздуха.
Среди подручных средств используют доски, палки, ровные ветки от деревьев, обломки лыж. Фиксация осуществляется с помощью косынок, платков, кусков прочной материи.
При осуществлении транспортной иммобилизации должны быть соблюдены некоторые правила. Обязательно должны быть фиксированы два смежных сустава. Поскольку фиксация производится к твердой основе, необходимо защитить мягкие ткани от повреждения.