С т.зр редакт-я, журналы и лит сб – следующая после альманахов ступень редакторской работы. Некоторое время редакторская работа над журналом в 19в осуществлялась по тем же правилам, что и в альманахах. Редактор занимался отбором статей и их расположением. Однако опыт отд изданий имеет непосредственное отношение к преобразованию редакт-я в самостоят сферу деят-ти. Так, в журналах создаются специальные отделы, которые регулируют отбор произведений. + некоторые аспекты содержания развиваются в нескольких номерах → связь номеров друг с др, т.е журнал становится целостным изданием. Часто редактор в журнале являлся сотрудником, которого приглашали для ведения издания, издатель же только финансировал предприятие. Владелец типографии Попов, издававший журнал "Вестник Европы", пригласил в качестве редактора известного литератора и историка Карамзина, оплачивая его труд в 3 тыс. руб в год.- в 1ые в издат практике России. → Начинается процесс разделения функций редактора и издателя, редактир-е начинает формироваться как самостоят сфера деят-ти. Талант Карамзина определил качество "Вестника Европы". При нем журнал отличался интересными статьями. Белинский писал, что Карамзин дал первый журнал, до этого их не было. Журнал полностью создавал Карамзин. Составлял план издания, отбирал стихи и статьи. Тираж в первом же году достиг 1200 экз. Состоял из 2х разделов – "Политика" (вкл материалы о событиях за рубежом), "Литература и смесь» - переводные произведения, рус писателей (Жуковского, Державина, Хераскова и др). Программой журнала была пропаганда сентиментализма. 2ой авторитетный рус журнал, который также просуществовал много лет – был еженедельный журнал "Сын Отечества". Цель - поднять патриотизм россиян. Финансировал журнал царь Александр I. Редактор–издат журнала - Н.И Греча – бывш секретарь цензурного комитета. Это был "историч и политич журнал". Материалы журнала отличали пафос, политическое свободомыслие, язык. Поэзию в журнале представляли оды, гимны, историческая песня + в журнале помещали литературно–критические статьи. В 1ые было напечатано лит–худож обозрение. Это было важно, т.к. редактор мог обратить внимание читателей не только на те произв-я, которые он опубликовал. В1ые иллюстр подчиняются общей идее издания. Позже журнал превратился из общественно–политич в научно–лит, что снизило интерес читателей. Получают развитие и научно–популярные журналы: "Соревнователь просвещения и благотворения". (печатаются описания земель и народов России, путешествий, открытий). Журнал "Невский зритель", кот вкл разделы: "История и политика", "Воспитание", "Литература", "Критика» и др. Тематика публикаций журнала самая разнообразная. Журнал "Московский телеграф" Редактор - Полевой. Его задача была отразить весь мир нравственный, политический и физический. Новаторство журнала в 1. завоевал новую аудиторию, обращаясь а к публике "более народной». 2. имел смелый, наступательный характер, развенчивая авторитеты. Журнал освещал важнейшие достижения науки, открытия, статьи по истории, географии и др. Еще один журнал «Библиотека для чтения» - выпускал Смирдин, редактор Сенковский. В журнале установили оплату труда авторам. Впервые в практике отечественного книгоиздания вводится практика уплаты твердого авторского гонорара. Это был журнал словесности, наук, художеств, промышленности, новостей и мод. Т.о. с т.зр развития редакт-я, опыт журналов важен, т.к журнал оказывает влияние на восприятие произв-я, что обеспечивается за счет структуры издания и отбора сочинений. Кроме того, в журнале активно развиваются литературные жанры. В журнале, по сравнению с альманахом, роль редактора усиливается. В журнальном издании разделяются функции редактора и издателя. Причем редактор начинает осознавать необходимость учета запросов читателя.