Книгопечат открывает нов период в развитии редакт-я. Тиражируемая книга, ориентир на более широкое использ-е, чем рукописная → иная подготовка. Это касалось как содержания, так и формы книги. В содержании книги были заинтересованы гос-во и церковь. Стремление гос-ва централизовать и держать в своих руках размножение книг было 1ой из причин книгопечатания, хотя сам факт его изобретения был результатом развития и прогресса общества. Печатная книга должна была содержать выверенную инф, иметь доступный и понятный язык, вкл отличительные элементы, выд ее из множества других и позволяющие определить, когда, где и кем она создана. + Читателю требовались сведения о содержании произв-я, которые подготавливали бы к чтению и пониманию книги → оснащение дополн элементами. В рукоп книгах тоже можно найти тексты, напоминающ предисловия, послесловия и др. Однако это не было правилом и имело частный характер. Изменения в подготовке печатной книги тоже развивались постепенно. Вначале она отличалась от рукоп лишь способом изготовления. Постепенно же она начала менять свой облик, приобретая новые черты оформления, прежде всего за счет оснащения ее элементами, которые со временем составили понятие аппарата. Подготовка книги к выпуску в свет закл в том, чтобы выполнить набор и печатание. Эту работу проводил типограф (1 или с помощником). Набор производился с рукописных книг. В 15в в Германии была выпущена крупноформатная "Псалтирь" - 1ая печатная книга, имевшая элементы аппарата. Они были напечатаны на последней странице и состояли из послесловия и выходных сведений. Там же была помещена и типографская марка. Стали выпуск иллюстрир книги. ("О знаменитых женщинах" Джованни Боккаччо, "Жизнь Эзопа и его басни"). В книге "О знам женщ" есть своего рода титульный лист - 1ая стр, на которой помещено название. + оглавление, напечатанное на той же стр после названия. В 15в в Европе наряду с типографским печатанием книг стало формироваться издательское. Одним из 1ых европ издателей - Иоганн Бергман. Печатание книг на славянском было организовано белорусским первопечатником Франциском Скориной, широко образованным челом, имевшим ученую степень доктора медицины. Как делатель книги он сочетал в себе издателя, редактора и типографа. Он 1ым начал рассматривать книгу, как комплексное явл, главному элементу которого – содержанию – должно соответствовать оформление. Выпущенные им книги, (более 20), отлич высоким уровнем редакторской подготовки, доходчивостью за счет простого разговорного языка, исп-е комментария и пояснений. Уже 1ая его книга "Псалтырь" (16в) имела предисловие. Представляет значительный интерес для истории редакт-я "Малая подорожная книжица"- Предназначенная прежде всего для богословских целей, она содержала к тому же полезные советы по астрономии, медицине и др. Она отлич изящным худож оформлением. 1ым рус "печатником" был Иван Федоров - писатель, редактор, издатель, типограф, что вкл художника–оформителя, наборщика, печатника, переплетчика. Его «Апостол» датиров 1 марта 1564 – образец полиграфич, оформительск и редакторск иск-ва. Евангелие учительное Федоров выпустил для обучения. Здесь задача редакт-я закл в отборе текста и в том, чтобы не допустить его искажения. Подготавл книги к печати, Федоров старался сделать их доступными для понимания и удобными для чтения в церкви, а также в бытовых условиях. Сохраняя каноничность и святость содержания, он исправлял текст, заменяя труднопонимаемые и устаревшие слова на понятные и общеупотребительные. + книги снабжались предисловием, послесловием, вступительной статьей; имеют относительно небольшой формат, набраны убористым, мелким шрифтом. Так с началом книгопечатания редактирование приобретает хар-р самостоятельного процесса. Выводы: 1. редакт-е – не самост процесс, а составная часть подготовки текста. 2. Развиваясь, усложняясь, редакт-е начинает преобразование текста в произведение лит. 3. При редакт-ии осуществляется дополнительн оснащение текста для наилучшего его понимания и удобства исп-я. 4. редактир-е становится важнейш элементом процесса подготовки отд книги или серии книг.