Пленум ЦК КПСС признал нецелесообразным совмещение обязанностей Первого секретаря ЦК (им стал Л. И. Брежнев) и Председателя совета министров (А. Н. Косыгин). Следующие 20 лет стали периодом наиболее стабильного развития советского общества.
В период с 1964 по 1985 гг. шло быстрое увеличение населения страны. В этих условиях особое значение приобрела социальная политика. Но основные средства в стране шли на проведение экономических реформ, в то время как социальная сфера финансировалась по остаточному принципу:
1) сокращались капиталовложения в текущее строительство;
2) были уменьшены расходы на здравоохранение;
3) обострилась продовольственная проблема (росимпорт продовольствия), что уже в 1970-е гг. стало причиной введения карточной системы распределения; уменьшился прирост реальных доходов на душу населения.
В сфере экономики в 1960—1980-х гг. в стране начала проводиться одна из самых крупных реформ хозяйственного механизма, подготовленная еще в эпоху Н. С. Хрущева:
1) в сельском хозяйстве списали долги колхозов и совхозов;
2) повысили закупочные цены;
3) установили надбавку за сверхплановую продукцию.
В промышленности главным направлением преобразований было:
1) укрепление хозрасчета;
2) перестройка системы ценообразования;
3) восстановление отраслевого принципа управления;
4) сокращение числа плановых показателей.
Главной целью всех реформ было оздоровление экономики через внедрение в нее механизма внутренней саморегуляции. Главными недостатками реформы были половинчатость и непоследовательность. Сопутствующими негативными процессами реформы были:
1) экстенсивное развитие, предполагавшее расширение производства, что стало затруднительным в связи с исчерпавшимися возможностями главного донора – сельского хозяйства;
2) необходимость наращивания военных потенциалов;
3) покрытие дефицита госбюджета за счет экспорта энергоносителей;
4) неспособность освоить новые технологии НТР;
5) появление теневой экономики и сращивание ее с коррумпированными группами советской номенклатуры.