В философском отношении решающий шаг в ориентации психологии на объективное и опытное изучение был сделан французскими материалистами XVIII в., одним из важнейших представителей которых являлся Э. Кондильяк. Душа человека, по его представлениям, представляет собой совокупность модификаций ощущений. Память, воображение, суждение – это разновидности различных сочетаний ощущений. Ощущения – единственный источник внутреннего мира человека. Общая концепция Кондильяка отличалась двойственностью. Он не отрицал, как Беркли, существование объективного мира. В то же самое время Кон-дильяк критиковал Спинозу за его учение о субстанции, пытался доказать, что за ощущениями нельзя увидеть какой-либо субстанции.
Идеи Кондильяка были развиты другими французскими философами.
Ж. Ламетри, принимая полностью картезианский тезис о машинообразном характере работы телесного организма, распространяет механический принцип и на область психических явлений.
Движущим началом животной и человеческой машины является душа, понимаемая как способность к чувствованию. Объективным показателем течения психических процессов служат те телесные изменения и следствия, которые они вызывают. Он считал, что единственной причиной всех наших представлений являются впечатления от внешних тел.
Очень оригинальным французским мыслителем был Д. Дидро. В своих работах он утверждал, что материя является единственной субстанцией во Вселенной, в человеке и в животном. Разделяя материю на живую и неживую, он полагал, что органическая форма материи происходит из неорганической. Всей материи свойственна способность к отражению.
На уровне органической жизни эта способность выступает в форме активной чувствительности. Вся совокупность психических явлений зависит от деятельности органов чувств, нервов и мозга.
Другой философ, Поль Гольбах, объявлял человека совершеннейшей частью природы. Что же касается духовного начала в нем, то Гольбахом оно рассматривается как то же самое физическое, но только под известным углом зрения. Благодаря высокой телесной организации человек наделен способностями чувствовать, мыслить и действовать. Первой способностью человека являются ощущения. Все прочие вытекают из них. Гольбах подчеркивает определенную роль потребностей в жизни человека. Потребности выступают движущим фактором наших страстей, воли, телесных и умственных потребностей. Положение Гольбаха о потребностях как основном источнике активности человека имеет огромное значение.