Самой яркой страницей итальянского Возрождения стало изобразительное искусство, особенно живопись и скульптура. Проторенессанс (XIII-начало XIV вв.) – преддверие Возрождения – дал миру Джотто да Бон-доне (1266/76-1337) – основоположника европейской живописи, родоначальника реализма.
Раннее Возрождение (конец XIV–XV вв.) было представлено плеядой блестящих художников:
1) Мазаччо (1401–1426);
2) Донателло (1386–1466);
3) Сандро Боттичелли (1445–1510).
Высокое Возрождение освещает творчество двух великих титанов, гениальных художников – Леонардо да Винчи и Рафаэля Санти Величайшим художником эпохи Возрождения был Тициан Вечеллио (1476/77-1576).
В художественной культуре Возрождения одно из ведущих мест занимает архитектура. Характерными особенностями архитектуры в этот период становятся:
1) увеличение масштабов гражданского, светского строительства;
2) изменение характера монументальной, культовой архитектуры – устремленность в ширину.
В мировую историю архитектуры новая эпоха вписала великие имена:
1) Ф. Брунеллески;
2) Л. Альберти;
3) Д. Браманте;
4) Микеланджело Буонарроти;
5) Ф. Делорма и др.
В развитии архитектуры важное место принадлежит строительству дворцовой архитектуры – палаццо.
Во Франции Ренессанс в архитектуре можно разделить на два этапа:
1) первый – ранний период (1500–1540), замки короля и французской знати: Шамбор, Блуа, Шатоб-риан и др.).
2) второй – зрелый (1540–1570). Самым значительным сооружением этого периода является королевский дворец Лувр, созданный архитектором П. Леско (1515–1578).
Активно развивалась скульптура. Выдающимися мастерами в этой области стали Донателло и Мике-ланджело Буонарроти.
Крупнейшими живописцами Северного Возрождения этой эпохи были:
1) Ян ван Эйк;
2) Иероним Босх;
3) Питер Брейгель-старший.
Наиболее яркими представителями изобразительного искусства Германии были:
1) Альбрехт Дюрер;
2) Лукас Кранах-старший;
3) Ханс Гольбейн-младший.
Самым крупным французским живописцем XV в. был Жан Фуке (ок. 1420–1477/1481). А наиболее яркой и своеобразной фигурой испанского Возрождения считается Эль Греко (1541–1616).
В конце эпохи Возрождения в изобразительном искусстве возникает новое направление – маньеризм (манера, стиль), отличающийся напряженностью образов, изощренной формой, усложненными решениями. Маньеризм распространяется во всех видах искусства и становится предвестником нового стиля – барокко.