Присоединение К., начавшееся в 30-х гг. XVIII в., завершилось лишь в конце середины XIX в. и являлось сложным, противоречивым процессом. Присоединение казахских жузов происходило в различных внешнеполитических и внутренних условиях. Административно-политическими реформами царизм ликвидировал традиционную систему управления, открыл широкие возможности для заселения казахского края русскими переселенцами, вытесняя кочевников на малопригодные земли. Получив бесконтрольную власть над большей частью населения, Россия расширила колонизаторскую политику почти во всех сферах. Вместе с тем присоединением К. к России создавались условия для хозяйственного взаимообмена и взаимодействии между кочевниками и пришлым населением, закладывалась почва для распространения грамотности, оживления торговли, включение казахского аула в орбиту капиталистических производственных отношений со всеми вытекающими отсюда последствиями. Отмена крепостного права не разрешила аграрного вопроса. Крестьянские волнения продолжались. В этих условиях правительство предприняло ряд мер по отвлечению крестьян от революц. движения, одно из них была активизация переселенческой политики. Путем колонизации Сибири, северного, западного, центр. и юго-восточных районов К. царское правительство рассчитывало переселить крестьян из центр. России и создать в их лице опору на новом месте. В начале царизм ограничился военно-казачьей колонизацией края. В сер. 60-х г. XIX в. из центр. России в К. началось переселение крестьян Царское правительство рассчитывало, что обеспеченные крестьяне будут проводить русификаторскую политику в крае и служить источником пополнения колониальных войск. Определив цели своей аграрной политики в К., царское правительство приступило к их осуществлению. На местах подготавливался ряд мер по колонизации казахской степи и заселению ее крестьянами из центральных губерний России. Инициативу взял на себя военный губернатор Семиреченской области генерал Колпаковский, под руководством которого в 1868 г., были разработаны «Временные правила о крестьянских переселениях в Семиречье», действовавших до 1883 г. По «Временным правилам» переселенцам определялся ряд льгот: наделение землей, освобождение от налогов и т.д. В 1883 г., в связи с переходом Семиреченской обл. в состав Степного генерал губернаторства местная администрация разработало « Правила о поземельном устройстве оседлого населения области». Новый документ был утвержден 1 мая 1885 г. По сравнению с предыдущими новые «Правила» несколько урезывали привилегии переселенцев. Условия переселения крестьян в Туркестанский край в том числе в Сырдарьинскую обл., предусматривались «Положением об управлении Туркестанским генерал-губернаторством»,разработанное в1886г. Царское правительство разработало и утвердило 13 июля 1889 г. специальное положение «О добровольном переселении сельских обывателей и мещан на казенные земли». Оно допускало переселение только с предварительного разрешения министров внутренних дел и претворялась в жизнь аграрная политика государственного имущества. В «Положении» конкретно определены районы переселения в Тобольской и Томской губерниях, а также в Семиреченской, Акмолинской и Семипалатинской областях. Таким образом, положение «О добровольном переселении» 1889 г. частично открывало переселенческое движение из центральных губерний России в К. и явилось одной из важных сторон общей аграрной политики самодержавия. Одним из проводников в жизнь аграрной политики самодержавия был Комитет Сибирской железной дороги. Вопрос о строительстве Транссибирской железнодорожной магистрали возник еще в 50-х гг. XIX в. Наконец, в 1891 г. вышел царский указ о ее сторительстве. Перед межевыми партиями Тобольской, Томской губерний и Акмолинской обл. стояла задача: в течение ближайших 3-4 лет в 200-верстной полосе вдоль линии Транссибирской железной дороги сделать отвод до 11 млн. десятин земли. Согласно «Временным правилам для образования переселенческих и запасных участков в районе Сибирской железной дороге» утвержденным 13 июня 1893 г., на местах учреждались «Временные комиссии». Они решали вопросы об изъятии земли под переселенческие и запасные участки. С сер. 90-х гг. XIX в. началось интенсивное крестьянское переселение в Сибирь и К. Изъятые Акмолинской межевой партией земли не позволяли заниматься здесь хлебопашеством. Поэтому уже в 1894-1895 гг. в Комитете Сибирской железной дороги остро встал вопрос о необходимости повсеместного обследования территории степной области (Тургайской, Акмолинской, Семипалатинской) с точки зрения выявления излишков земли и зачисления ее в «переселенческий фонд». Работа экспедиции Щербиной началась в 1896 г. и продолжалась до 1902 г. Были изучены естественно-исторические и хозяйственно-статистические факторы всех 12 уездов 3-х обл. К. Так самодержавия во второй половине XIX в., направленная на колонизацию территории К. и отражавшая интересы развивающиегося российского капитализма. В целом аграрная политика царского самодержавия во второй половине XIX в. была направлена на разрешение аграрного кризиса в Европейской России. Законоположение, разработанные царским правительством, отражали интересы капитализма, но отнюдь не интересы русского, а тем более казахского крестьянства.Админис-тер реформы 60-90-х гг. 19 века и их значение. Последняя треть XIX в. - важный и во многом переломный период в истории К. Это время полной потери независимости и окончательной колонизации К. Россией. В середине 60-х г. XIX в. вся современная территория К. полностью вошла в состав Российской империи. Этот процесс совпал с буржуазными реформами в России 70-80гг. XIX в., которые способствовали развитию капитализма в целом. В 1865 г. царское правительство создало комиссию для изучения хозяйственных особенностей различных регионов К., существующей системы управления, обычного права и выработки проекта реформы. В состав комиссии вошли не только чиновники различных учреждений, но и ученые. Как известно, в работе комиссии активное участие приняли Ш. Валиханов и известный исследователь К. А. Левшин. В результате работы комиссии был составлен проект реформы управления степными областями. Для окончательного уточнения проекта реформы административного управления Ср. Азии и К. в марте 1867 г. был создан комитет во главе с военным министром Д. Милютиным. 11 июля 1867 г. было издано «Временное положение об управлении в Семиреченской и Сырдарьинской областях», 21 октября 1868 г. утверждено «Временное положение об управлении в степных областях Оренбургского и Западно-Сибирского генерал-губернаторства». Главной и основной задачей реформы было объединение под-властных России народностей под одно управление, устранение от власти местной аристократии, ослабление родовых начал, «чтобы добиться постепенного слияния киргизских (казахских) степей с прочими частями России». Реформы были вызваны стремлением царизма обеспечить русскому капиталу наиболее выгодные условия для эксплуатации коренного населения казахских степей и природных богатств края. На основании реформы вся территория К. была разделена на три генерал-губернаторства, которые состояли из шести областей. Введение новой системы управления позволило родовой знати захватить все низшее звено административного аппарата. На должности волостного управителя и родового старшины не всегда избирались авторитетные, болеющие за интересы народа, люди. Выборы обычно сопровождались подку-пами, подлогами, борьбой различных групп за власть. Волостной управитель сосредотачивал в своих руках распорядительную и полицейскую власть. А в свою очередь аульные старшины имели такие же права в пределах аула. В оседлых районах юга К. каждый населенный пункт выбирал аксакала на сходе выборщиков сроком на три года. Он также утверждался губернатором. Большие селения и города с коренным населением разделялись на кварталы, во главе которых находился аксакал. Квартальные аксакалы приравнивались к правам волостных управителей. В городах и селениях на сходках выборщиков были учреждены также «общественные хозяйственные управления», цель которых - раскладка податей, всяких сборов и заведование общественным хозяйством городов и селений. Управление состояло из трех-пяти человек, с председателем во главе. Избранный председатель утверждался губернатором. Аксакал обычно не вме-шивался во внутренние дела управления, деятельность которого контролировалась уездным начальником. Аксакалы и управления являлись таким образом аппаратом угнетения коренного населения. Итак, наряду с организацией сильного военного аппарата царское правительство широко использовало местное байство.Основным в реформах 1867—1868 гг. был земельный вопрос. По этим документам (пункт 199 Положения), вся земля в КЗ объявлялась собственностью государства и только передавалась в пользование казахских аульных общин. Личной собственностью признавались лишь те земельные участки, которые были пожалованы царем ханским потомкам. В конце XIX- начале XX вв. во время массового переселения крестьян Центральных губерний в КЗ пункт 199 Положения явился юридическим основанием колониального захвата казахских земель. Собственные земли казахов передавались им же за определенную плату. Плодородные земли на берегах степных рек и озер закреплялись за казачьими войсками. За кочевание на этих землях казахи должны были платить арендную плату. Крестьяне-переселенцы получали ряд льгот. В уездных центрах они имели право получать бесплатно землю под пашню и усадьбу, лес для застройки, заниматься земледелием, торговлей и ремеслом. Такие льготы представлялись и казахам, принявшим христианство. Итак, земельное законодательство в КЗе проводилось в интересах реакционной аграрной политики царизма. Положения 1867—1868 гг. введены временно в виде опыта на два года. Однако этот “опыт” из-за возможной отрицательной реакции местного населения затянулся более чем на двадцать лет. Только в конце 80 — начале 90-х гг. XIX в. царские власти приступили к завершению внедрения административно-судебной реформы. 2 июня 1886 г. было принято Положение об управлении Туркестанским краем. 21 марта 1891 г. — Положение об управлении Акмолинской, Семипалатинской, Семиреченской, Уральской, и Тургайской областями