Реальное, фактическое осуществление республикой своего суверенитета берет свое начало с «Декларации о государственном суверенитете Казахской ССР», принятой Верховным Советом республики 25 октября 1990 г. В ней говорилось: «Казахская Советская Социалистическая Республика есть суверенное государство, которое добровольно объединяется с другими республиками в союз суверенных республик и строит отношения с ними на договорной основе и имеет право свободного выхода из Союза». Историческое значение Декларации состоит в том, что она придала реальное содержание государственной независимости РК, напомнила о своей собственной государственности, о том, что РК имеет свою многовековую историю, традиции. Декларация стала первым основополагающим государственным актом республики. Были закреплены неделимость, неприкосновенность страны, государство определено как объект международного права. Декларация о государственном суверенитете К. провозгласила главенство республиканских законов над союзными и стремление республики к фактической самостоятельности в рамках СССР. 16 декабря 1991 г. вступил в силу Конституционный Закон "О государственной независимости Респ. К.", который стал новым этапом в политико-конституционном развитии республики и отразил такие основополагающие демократические принципы как право нации на самоопределение, приоритет прав и свобод личности, политическая стабильность, разделение властей, межнациональное согласие и др. «Переход от факта к праву» - именно так можно охарактеризовать декларацию. Мировое сообщество пополнилось новым государством. Респ. К. провозглашалась независимым демократическим государством, которое обладает верховным правом в отношении своей территории и национального богатства, самостоятельно определяет и проводит свою внешнюю и внутреннюю политику, строит взаимоотношения с другими государствами. С обретением независимости на республику налагается ответственность. Республике приходится рассчитывать только на свои силы с добавлением новых расходов (армия, внутренние войска). В начале 90-х г. переход к демократии в республике начался в сложных условиях. Страна переживала системный социально-экономический кризис, следствием которого стали спад в промышленности, инфляция, резкое снижение уровня жизни населения. Не было исторически сложившихся демократических традиций и опыта функционирования демократических институтов. В результате распада СССР почти повсеместно в постсоветских странах обострились межнациональные отношения. В начале 90-х г. основные изменения были направлены на демонтаж существовавшей политической системы.В это время произошел полный демонтаж партийно-советской системы управления, ликвидирована политическая монополия одной партии, введена многопартийность. Существенно расширились права и свободы граждан. Именно тогда в стране произошло становление парламентско-президентской формы правления. Происходил процесс поиска модели политической системы К., учитывающей политические, экономические, социально-культурные, психологические, геополитические, элитные, национальные особенности страны. Изменения в политической системе общества были закреплены в принятой Конституции 1993 г. В этот период в стране был законодательно закреплен принцип разделения властей. Законодательные, исполнительные и судебные органы были определены как самостоятельные ветви государственной власти. Впервые были проведены альтернативные выборы в Верховный Совет страны, сформированы новые органы представительной власти на местах - маслихаты.