В 1 тыс до н.э. преемниками андроновцев на территории К. стали саки. Структура общества была следующей: глава дома, глава рода, глава народа. Общество состояло из военной арестократии, жильцов и рядовых общинников. Саки были скотоводами, занимались разведением лошадей, крупного и мелкого домашнего скота, были великолепными наездниками и стрелками из лука. В персидских клинописях говорится о трех группах саков: парадарайя (заморские саки), саках-хаомаварга (саки, изготовляющие напиток хаому), саках-тиграхауда (носящие остроконечные шапки). По мнению многих исследователей, саки-парадарайя расселялись в Приаралье, низовьях Сырдарьи и Амударьи или в северном Причерноморье; саки-тиграхауда - в районе Ср. Сырьдарьи на Тянь-Шане; саки-хаомаварга – в долине реки Мургаб. Саки имеют монголоидные черты. Саки-тиграхауда обитали в Семиречье. Общественный строй. В 7-3 вв. до н.э сакские племена объединяются в союзы. Во главе этих союзов стоят верховные вожди, их называли царями. Цари избирались военным советом племен, входивших в состав союза. Вождь каждого племени избирался всеми его членами. Он управлял своим племенем, заботился об обеспечении его вооружением и продовольствием, от имени племени вел переговоры о войне или перемирии. Государственные дела обсуждались на народном собрании. Вождь племенного союза – царь распределял между родами пастбища и угодья для перекочевки. Устанавливал порядок использования этих земель. Царь следил, чтобы не было вооруженных столкновений между родами и племенами или руководил объединенными войсками во время военных походов. В сакском обществе выделяются три группы населения: воины, жрецы, остальные общинники. Каждому сословию соответствовали свои определенные цвета: воинам – красный, жрецам – белый, общинникам – желтый и синий.Из сословия воинов происходили вожди и цари. Царь считался избранником богов, посредником между небом и землей, центром мира, носителем земного процветания. От его мощи и духовной энергии зависело благосостояние народа. Он был воплощением всех слоев народа. Об этом свидетельствует захоронение в кургане Иссык сакского царя. Он был и воином, о чем говорит оружие, в том числе золотая стрела, и жрецом – на голове надет своеобразный островерхий колпак, а рядом лежало зеркало, и пастухом. О чем свидетельствует положенная в могилу плеть. Искусство и культура саков. Религия и искусство. Религиозные представления саков имели ярко выроженную военную окраску. Главным у них был культ вождя и царя. У них Солнце было владыкой. Изображения на головном уборе имели символическое значение. «Золотые горы» и «деревья», нашитые по окружности шапки. Представляют карту мира, подвластного солнечному владыке. Считалось, что вождь находится в центре вселенной и, как солнце, обозревает его со всех сторон. Но золотой человек еще и воин. Защищающий этот мир, и жрец. Об этом говорят его регалии и оружие. Спереди шапку украшала эмблема – пара золотых крылатых коней с козлиными рогами, из их спин «вырастают четыре золотые стрелы». Эта эмблема – «царский знак», олицетворяющий власть вождя над миром: птица – небо, конь- земля, козел – подземный мир, четыре стрелы – четыре части света. С 7 в. до н.э. у населения обширной зоны степной Сибири. К., Поволжья и юга Европы возникло своеобразное и яркое явление в искусстве, так называемый «звериный стиль». Главной темой его были изображения зверей и мифических чудовищ. Ими украшались бронзовые котлы, жертвенники, оружие, одежда и конская сбруя.Саки поклонялись силам природы – солнцу, ветру, грозе, грому, которые представлялись им в образе богов. Боги воплощались в различных животных и птиц, фантастических зверей, таких как крылатые кони, кони-грифоны. Популярность этих образов в мифологии и фольклоре саков вызвала к жизни «звериный стиль» в их искусстве.Конь в мифологии саков связывался с солнцем и огнем, кабан – с культом бога грома.Вещи с изображением зверей считались священными, играли роль талисманов и амулетов.Ювелирное искусство. Ювелирное искусство достигло у саков высокого совершенства. Мастера-художники были знакомы с литьем, штамповкой золота и могли изготавливать удивительные по изяществу композиции. Изделия из золота, серебра, бирюзы украшали человека, его одежду, сбрую коня, предметы быта. Широко развивалась резьба по дереву, косторезное искусство и обработка камня. Из кости делали застежки, пряжки, пуговицы, из камня – алтари, блюда. Археологические памятники. Важнейшим источником по истории сакских племен, их материальной и духовной культуре являются археологические памятники – могильники, наскальные рисунки, клады сакских вещейНа территории Центрального К. сложилась так называемая «тасмолинская культура» (могильник в урочище Тасмола). Крупные могильники обнаружены в предгорьях Бугулы, Кзыларая, Каркары, Баян-Аула, Кызылтаса, Кента, Ортау, Улутау, Арганаты. По реке Илек находились захоронения племенных вождей, военной аристократии, жрецов кочевников Западного К. и Южного Приуралья. Два этапа культуры: ранний(8-6 вв. до н.э.) и поздний (5-3 вв. до н.э.). наиболее полное представление о царских памятниках позднего периода дает Бесшатырский могильник (5 в. до н.э.) и курган Иссык. Могильник Бесшатыр находится на правом берегу реки Или, в урочище Шимбыр и состоит из 3 курганов. Одним из замечательных сакских памятников Семиречья является курган Иссык. Так же известны массагетские города Чирик-Рабад и Бабаиш-Мула.