Средневековые государства на территории К. базировались на кочевом, полукочевом скотоводстве, тесно связанным с оседлым земледелием. Центрами религии, торговли, связи между Востоком и Западом на Великом Шелковом пути были города в долинах рек Сырдарьи, Таласа, Чу, Или: Испиджаб, Отрар, Тараз, Сыгнак, Янгикент, Суяб, Коялык, Мирки, Кулан и другие. Формировались они в VI – X вв. на основе ранних земледельческих и ремесленных поселений, у стен ставок правителей, в местах постоянных зимовок. В городах жили ремесленники, торговцы, земледельцы, имелись базары, общественные места, чеканились деньги. В них сложилась местная строительная традиция, близкая к среднеазиатской. В X – XII вв. появляются новые города – Коялык, Ашнас, Сыгнак, и другие. И было около 50 (новых). Они имели канализацию, водопровод, бани. На юге К. и в Семиречье была распространена денежная торговля, добывали золото, серебро и медь. Известно два казахстанских монетных дворов в это время – Тараз и Испиджаб. Памятником средневековой архитектуры является мавзолей Бабаджа-хатун (X – XI вв.) в окрестности Тараза. Позднее были возведены мавзолей Айша-Биби (XI – XII вв.), расположенный рядом, и мавзолей Карахана в самом Таразе. Бесценным творением данной эпохи было изобретение письменности, благодаря чему последующие периоды унаследовали уникальную форму сохранения и передачи информации – коллективную память. Древнетюркская письменность появилась на 15 веков раньше кириллицы и на 10 веков раньше, чем грузинское и армянское письмо, о чем свидетельствуют такие памятники, как архонские надписи, кюльтешн и другие. Широкое распространение получили предания о Коркуте. Они были известны Алишеру Навои, существуют записи легенд о Коркуте у В. Вельяминова-Зернова, у Г. Потанина. В народном предании Коркут – это мудрый наставник, прорицатель, хранитель заветов предков, родового строя. Ярким свидетельством достижений в культурной жизни тюркских народов на рубеже новой мусульманской эпохи X – XII вв. являются памятники тюркских языков и литератур – «Кудатгу билиг» («Благородное писание», 1069 – 1070 гг.) Юсуфа Баласагунского и «Диван Лугат ат-тюрк» («Словарь тюркских наречий») Мухмада Кашгари, «Хакшет» («Премудрость») – сочинение поэта, шейха Ходжа Ахмета Яссави, ставшего мусульманским святым. Ему и его последователям удалось соединить религиозную идеологию ислама с обыденным сознанием тюркских народов, с зароастрийскими представлениями, древними верованиями Неба, Аруаками, Тенгрианством.