Алихан Букейханов (казах. Әлихан Бөкейхан, дата неизвестна, 1866, Токраунская волость, Каркаралинский уезд, Семипалатинская область, Российская Империя — Москва, СССР, 27 сентября 1937) — казахский общественный деятель, преподаватель, журналист, этнограф. Один из лидеров партии «Алаш», комиссар Временного правительства по Казахстану (1917).Относил себя к «западническому направлению» общественного движения казахской интеллигенции, которая «видит будущее киргизской степи в сознательном претворении западной культуры — в самом широком смысле этого слова» и «возьмёт за образец… в частности, Партию Народной Свободы» («Киргизы», в книге: Формы национального движения в современных государствах, СПб., 1910, с. 599). Член партии кадетов с 1905 г. В конце 1905 г. в Уральске на съезде делегатов 5 областей был одним из инициаторов попытки создания Киргизской (Казахской) конституционно-демократической партии. В январе 1906 арестован «как руководитель киргизского политического движения» (ЦГАОР, ф. ДП, 7 д-во, д. 2, ч. 39, л. 63); освобождён через 3 месяца. Член 1-й Государственной Думы. Подписал Выборгское воззвание (1906), призывавшее к гражданскому неповиновению. В 1908 г. арестован вновь, до 1917 г. пребывал в ссылке в Самаре. Член Самарского губернского комитета (создан в августе 1915) Партии Народной Свободы.Имя Букейханова значилось в перечне имен Санкт-Петербургской масонской ложи «Полярная звезда». Основание самарской группы масонов совпадает по времени со встречей Букейханова с Керенским. Существует также мнение, что назначение в 1917 году Букейханова комиссаром Временного правительства по Казахстану произошло по воле масонского братства, оказавшегося у руля власти. Букейханов считал, что именно через масонство ему удаcтся достичь своих целей: вместе с Россией и под ее патронажем добиться автономии Казахстана, включающей в себя собственный парламент, самоуправление, то есть право на управления финансами и наличие собственного законодательства и рядом других атрибутов самостоятельной государственности.Но его пути с кадетами и масонами разошлись после февральской революции, поскольку он перестал находить поддержку среди них в самом главном вопросе — предоставление автономии казахскому народу, а также по другим принципиальным вопросам (землепользование и взаимоотношение государства и церкви). Свои мотивы он изложил в статье «Почему я вышел из партии кадетов», отметив в качестве сути расхождений стремление товарищей по партии и масонских «братьев» «сохранить империю при существующих границах».Самоопределившись, А. Букейханов создает национальную политическую партию «Алаш», идейные предпосылки которой были заложены газетой «Казах», выходившей с 1913 года. Он участвовал в работе съезда сибирских автономистов в Томске, на котором было принято решение о предоставлении в составе Сибирской республики автономии казахам.В декабре 1917 года по инициативе А. Букейханова на 2 Всеказахском курултае (учредительном съезде) была провозглашена Алашская автономия, то есть автономное государство казахов. Высшим органом власти стал Временный Народный Совет, которому было присвоено наименование «Алаш-Орда», а его председателем (президентом) — А. Букейханов.В гражданской войне, развязанной большевиками, А. Букейханов и алашординцы были по «ту сторону баррикад» вместе с сибирскими правителями почти до конца 1919 года, когда они оказались один на один с упрочившей свои позиции новой властью. Алашординцам пришлось пойти на единственно приемлемое, хотя и чрезвычайно тяжелое решение — войти в соглашение с идейными и политическими противниками в обмен на декларативное обещание сохранения национальной автономии. Букейханов вынужден был в этих условиях отказаться от активной политической и государственной деятельности. Он считал противозаконной и террористической акцию Ленина и большевиков по вооруженному захвату власти. С ее осуждением он выступил в статье «Общесибирский съезд», опубликованной в 1917 году в газете «Сарыарка». Алихан Букейханов незадолго до начала репрессий и в день расстрелаПоскольку идея автономии не отвергалась Советской властью, А. Н. Букейханов счел для себя возможным на легальной основе работать в сфере культуры. Платформа марксизма и экономического материализма, казалось ему, давала условия для критического подхода к национальной политике, и к методам насаждения социализма. Но деятельность А. Букейхана была расценена не просто как оппозиция и инакомыслие, а как «контрреволюционная борьба против советской власти». Достигнутый между большевиками и «Алаш-ордой» компромисс был впоследствии большевиками попран, а лозунг «алашординец-националист, враг народа» стал основой репрессий против казахской интеллегенции.