После Второй мировой войны образовалось свыше100 новых независимых государств. Перед этимигосударствами встала проблема преодоления своегоколониального прошлого. Появились пограничныеспоры, межгосударственные и межэтнические конфликты, демпинг, кабальные займы, вывоз капитала,дипломатическое давление на экономически зависимые страны.Мировое экономическое сообщество сталкивается с необходимостью решения таких сложных глобальных вопросов, как голод, бедность значительной части населения Земли, охрана окружающейсреды.На развивающиеся страны, включая Китай, в которых проживает 70 % населения, приходится 40 % мирового ВВП. В странах Юга население чаще страдаетот голода, болезней, нищеты, локальных этническихконфликтов. Для этих стран характерны высокий уровень рождаемости, аграрное перенаселение, неразвитость системы образования, низкая продолжительность жизни. Необходимость освоения богатыхприродных ресурсов сталкивается здесь с проблемойнехватки капиталов, отсутствием управленческогои технического опыта.В начале XXI в. факторы глобализации экономикии других сфер жизнедеятельности человека противоречиво влияют на качество жизни. В конце 1990-х гг.безработица в странах третьего мира находилась навысоким уровне. В странах с переходной экономикойснижение уровня и качества жизни затронуло практически все социальны группы. Так, в РФ живущих ниже черты бедности - около 80 %. Это произошло из-за неправильной политики социального обеспечения,запаздывания в создании новых систем социальнойзащиты.Носителями этих противоречивых тенденцийнаряду с правительствами стран, международнымифинансовыми организациями являются транснациональные корпорации (ТНК) и транснациональные банки (ТНБ).ТНК и ТНБ играют двоякую роль: с одной стороны, они служат проводниками прогрессивных технологий, новых форм организации производства, а такжедонорами, способствуя повышению темпов и уровняэкономического развития стран, с другой стороны,зачастую усиливают диспропорции в развитии этихстран., так как содействуют развитию отдельных отраслей и предприятий, преимущественно ориентированных на внешний рынок и иностранный капитал.Усиление давления на развивающиеся страны былосвязано с созданием супербанков - координаторовМеждународного валютного фонда (МВФ) и Международного банка реконструкции и развития (МБРР),определяющих для стран-должников правила игры,нередко идущие вразрез с их национальными интересами. Так, приватизация в Парагвае, Боливии, Панаме и ряде других стран началась после того, как МВФпоставил в качестве условия их кредитования развертывание процесса разгосударствления экономики, хотя это было крайне невыгодно этим странам.В ряде стран оговаривались также сроки, число компаний, которые она должна затронуть. Предоставление нуждающимся странам займов и помощи обычножестко оговаривается их согласием на осуществление соответствующих программ.