Гражданская война и первые годы мирного развития показали важность, необходимость экономического, политического и культурного сотрудничества между советскими республиками, укрепления их государственного союза. Его целесообразность диктовалась задачами коренных изменений в общественно-политической системе, восстановления производительных сил, создания однотипного хозяйства на основе новых принципов и имущественных отношений, а также опасностью, исходившей от капиталистических стран. Уже в первые месяцы после гражданской войны отрицательно стало сказываться разрушение сложившихся хозяйственных связей, специализации экономических районов бывшей империи. Образовавшийся еще в годы гражданской войны военно-политический союз советских республик с общим политическим и военным руководством, единой денежной системой и одинаковым общественно-политическим строем явился основой развития их государственного союза. В соответствии с потребностями жизни стали складываться двусторонние межреспубликанские договорные отношения. 16 января 1921 г. было подписано соглашение между РСФСР и БССР о военном и хозяйственном союзе. Затем стали поступать предложения о слиянии республик в едином союзном государстве. Из представителей республиканских компартий была создана комиссия для разработки проекта решения о взаимоотношениях между РСФСР и другими независимыми республиками. В. Ленин в качестве основы создания многонационального социалистического государства предложил добровольную федерацию в форме Союза Советских Социалистических Республик при сохранении суверенитета каждой из них. 14 декабря 1922 г. ІV Всебелорусский съезд Советов высказался за создание Союза ССР. В постановлении было отмечено: «Создание такого союза отвечает жизненным нуждам Советской Белоруссии» . 30 декабря 1922 г. в Москве открылся I Всесоюзный съезд Советов, который принял Декларацию об образовании СССР и Союзный договор: Они явились законодательным оформлением объединения РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР в единое союзное государство - Союз Советских Социалистических Республик. Создание СССР открыло дорогу социалистическому национально-государственному строительству в БССР, включая и объединение в последующем этнических белорусских земель. Особенно большое значение в общественно-политической жизни Беларуси имело ее укрупнение за счет территорий с преобладанием белорусского населения, которые по военно-политическим соображениям в 1919 г. были включены в состав РСФСР. В начале 1920-х годов в граничивших с Беларусью территориях проживало значительно больше белорусов, чем в самой республике, которая, как уже отмечалось, включала в это время только четвертую часть белорусских земель. Вопросы включения территорий с преимущественно белорусским населением в состав БССР инициировались многими общественными и государственными деятелями республики, и в первую очередь А. Червяковым и В. Игнатовским. В марте 1923 г, за укрупнение Белорусской ССР высказался VII съезд КП(б)Б. В свою очередь сессия ЦИК БССР отметила, что присоединение однородных с БССР в историческом, экономическом и этнографическом отношении территорий будет способствовать развитию производительных сил республики. Союзные партийные и советские органы отнеслись к укрупнению БССР как к акту взаимного доверия и дружбы русского и белорусского народов, их дальнейшего эффективного сотрудничества. В марте 1924 г. вопрос укрупнения БССР рассмотрел и одобрил VI Чрезвычайный съезд Советов Белорусской ССР. В результате в БССР были включены 15 входивших в РСФСР уездов Витебской, Гомельской, Смоленской губерний. Территория БССР увеличилась более чем в два раза и составила 110 584 км2, а население достигло 4,2 млн. человек, 70,4% которых составляли белорусы. Однако в состав БССР не были включены Гомельский, Речицкий уезды и другие юго-восточные белорусские территории, хотя Гомельский губернский съезд Советов еще в декабре 1923 г. высказался за их присоединение. В связи с этим в сентябре 1926 г. ЦК КП(б)Б обратился в ЦК ВКП(б) с письмом, где отмечал, что в 1924 г. вопрос об укрупнении Беларуси был решен частично, и настаивал на его срочном завершении. Позицию белорусских коммунистов с учетом внешнеполитических факторов, и особенно в связи с положением в западной части Беларуси, поддержал Наркоминдел СССР. Специально созданная комиссия Политбюро ЦК ВКП(б) пришла к заключению, что местное население Гомельщины «разговаривает на простонародном белорусском языке с большой примесью русских слов». Политбюро ЦК ВКП(б), правительства СССР и РСФСР приняли соответствующие решения. 4 декабря 1926 г. состоялся объединенный пленум Гомельского губкома КП(б)Б и губернской контрольной комиссии, где секретарь ЦК ВКП(б) Н. Шверник выступил с информацией о решении присоединить к БССР Гомельский и Речицкий уезды. В результате территория Беларуси увеличилась еще на 15 727 кв. км, а население - на 649 тыс. человек. Все это свидетельствует о принципиальном решении вопросов национально-государственного строительства руководством как СССР, так и БССР. Эти акты не только повышали экономический, национально-культурный потенциал Беларуси, но и закладывали основы взаимного доверия и дружбы народов СССР. Однако укрупнения 1924 и 1926 гг. не привели в полной мере к объединению всех этнических белорусских земель. Территории с белорусским населением на Черниговщине и Пинщине входили в состав Украины, на Виленщине - Литвы, на Белосточчине - Польши. В составе РСФСР остались населенные белорусами смоленские земли, хотя переговоры об их передаче в состав БССР в это время велись. В качестве аргумента в пользу такого решения были использованы результаты Всесоюзной переписи населения 1926 года, показавшей, что количество белорусов здесь уменьшилось с 75-80% до 1%.