После распада СССР стала проявляться тенденция искажения национального самосознания белорусского народа. В ряде случаев она принимала совершенно болезненные формы, переходя в русофобию - своеобразную ненависть к своим предкам. Национал-радикальные силы стали подрывать чувство единства русских славян, разрушать их этнокультурную общность, что всегда являлось важнейшим элементом самосознания белорусов. Однако со второй половины 1990-х гг. ситуация начала заметно меняться. Приоритет во внешнеполитической деятельности республики стал отдаваться глубокой интеграции с Россией при безусловном сохранении суверенитета и независимости Беларуси. 2 апреля 1996 г. Президент Республики Беларусь А. Лукашенко и Президент Российской Федерации Б. Ельцин подписали в Москве договор об образовании Сообщества Беларуси и России. Это стало событием, к которому, как отметил А. Лукашенко, наши народы стремились все эти годы. Договором предусматривались согласование сторонами своей внешней политики и выработка общих позиций по основным международным вопросам; взаимодействие в обеспечении безопасности, охране границ и борьбе с преступностью; разработка общих принципов военного строительства с совместным использованием элементов инфраструктуры обеих республик в соответствии с национальным законодательством. До конца 1996 г. оба государства должны были обеспечить формирование общей транспортной системы с едиными тарифами по перевозке грузов и пассажиров, а также объединенной энергосистемы и общего научно-технологического и информационного пространства. До конца 1997 г. предусматривались синхронизация этапов, сроков и глубины экономических реформ, создание единой нормативно-правовой базы. К этому же сроку предполагалось унифицировать денежно-кредитную и бюджетную системы, создать условия для введения общей валюты. Идеи глубоко интегрированного сообщества, слияния экономического и духовного потенциалов, соответствовавшие коренным интересам и надеждам двух братских славянских народов, создавали необходимые предпосылки для преодоления многих трудностей, с которыми встретились Россия и Беларусь после распада Советского Союза. Процесс сближения двух государств последовательно осуществлялся усилиями законодательных и исполнительных органов власти. В день памяти о начале Великой Отечественной войны 22 июня 1996 г. в Бресте состоялось заседание Высшего Совета Сообщества, а 25 июня в Смоленске прошла первая сессия Парламентского Собрания Сообщества России и Беларуси. Усилия Парламентского Собрания были направлены на то, чтобы создать надежный «правовой коридор» для действий исполнительных властей, хотя к этому времени уже имелась серьезная договорно-правовая база. В соответствии с курсом на дальнейшую интеграцию президентами А. Лукашенко и Б. Ельциным 2 апреля 1997 г. был подписан Договор о Союзе Беларуси и России. Проект Устава Союза, вынесенный на всенародное обсуждение в обеих республиках, получил поддержку абсолютного большинства граждан, и 23 мая состоялось его официальное подписание. В мае - июне 1997 г. Договор о Союзе Беларуси и России был ратифицирован как Национальным собранием Республики Беларусь, так и Федеральным собранием Российской Федерации. 25 декабря 1998 г. Беларусь и Россия сделали следующий шаг на пути единения двух братских народов. В Москве были подписаны Декларация о дальнейшем единении Беларуси и России, договор и соглашение об обеспечении одинаковых прав граждан и создании равных возможностей субъектам хозяйствования обоих государств. Провозглашенная Президентами Беларуси и России цель - вступление Республики Беларусь и Российской Федерации в XXI в. в качестве союзного государства при сохранении национальных суверенитетов -имеет огромное геополитическое значение и положительно скажется на развитии великой славянской цивилизации. В 1999-2001 гг. странам-союзницам удалось сделать определенные шаги в направлении реальной интеграции. Шел активный поиск оптимальных путей поэтапного объединения двух стран. В целом Беларусь и Россия фактически проводили согласованную политику в международных делах, в сфере обороны и безопасности, борьбы с преступностью, а также в социальной и культурной областях. Имело место движение вперед в экономических и финансовых сферах. Шаг за шагом создавался фундамент всесторонней интеграции. К концу 1999 г. были сняты таможенные барьеры, открыты границы, что обеспечило свободное перемещение людей из одной страны в другую. Был создан совместный бюджет, 90% которого шло на финансирование 30 совместных программ. Действовало 9 финансово-промышленных групп. Хотя и медленно, шел процесс унификации таможенного и налогового законодательства, сближения в области энергетики, транспорта и связи, пенсионного обеспечения. В то же время интеграцию серьезно сдерживал ряд причин объективного и субъективного характера. Медленно решались проблемы, мешавшие более тесному сотрудничеству. В связи с этим двухсторонняя рабочая группа разработала проект Договора о Союзном государстве. Над ним активно работали многие депутаты Парламентского собрания, сессии которого прошли в Минске и Москве. Белорусская сторона предлагала более высокую степень интеграции, но другая оказалась не готовой к радикальным мерам. Проект Договора был вынесен на всенародное обсуждение. 91% граждан Беларуси полностью поддержали его. 3,3% высказались против, а у 5,7% оказалось двойственное отношение к проекту. К 1 ноября 1999 г. в комиссию, которая обобщала поступавшие во время обсуждения замечания, обратилось 370 тыс. человек, высказавших ряд замечаний и дополнений в проект. 8 декабря 1999 г. в Георгиевском зале московского Кремля президенты Беларуси и России А. Лукашенко и Б. Ельцин подписали Договор о создании Союзного государства. В подписании участвовали также премьер-министры Беларуси и России С. Линг и В. Путин, Патриарх Всея Руси Алексей П, Митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх Всея Беларуси Филарет, руководители белорусского и российского парламентов. Базой для данного Договора явились достигнутые ранее соглашения о Сообществе и о Союзе Беларуси и России. Договор предусматривает формирование на основе всенародного голосования общего парламента и создание законодательной базы для более углубленного союза. Он явился инструментом создания единого экономического, таможенного, оборонного, гуманитарного и информационного пространства. 13 декабря Договор был ратифицирован Госдумой РФ, а 22 декабря - Советом Республики Национального Собрания РБ. 26 января 2000 г. президенты А. Лукашенко и В. Путин обменялись ратификационными грамотами Договора. Вместе с Договором о создании Союзного государства была подписана и программа по его реализации. Поставленные цели детализировались по срокам, задачам, механизмам исполнения. Союзное государство сразу же заявило о себе созданием Высшего Государственного Совета, Совета Министров, формированием Постоянного комитета. Эти единые органы власти несут в себе признаки государства нового типа. Договором предполагается также, что жизнедеятельность всех его органов будет осуществляться в соответствии с Основным Законом Союзного государства - Конституционным актом, который должен определить государственное устройство и правовую систему нового Союза. Положения Договора абсолютно однозначно утверждают, что в качестве основы объединения взяты принципы равноправия и суверенности двух государств. После подписания Договора предпринимались определенные усилия по его реализации. В частности, в августе 2000 г. Совет Министров Союзного государства обсудил более 29 вопросов углубления белорусско-российского единения. Была проанализирована работа по сближению основных социальных и макроэкономических показателей, усилия по введению единой денежной единицы и формированию единого эмиссионного центра. Обсуждались также вопросы создания единого таможенного пространства, системы Тарифного и нетарифного регулирования. Стороны рассмотрели ход реализации соглашения о созданий равных условий субъектам хозяйствования, совместные целевые программы и проекты. В это же время был подписан важный экономический документ - соглашение между правительствами Беларуси и России о создании унификационного налогового законодательства и проведении единой налоговой политики. Состоялось решение об использовании с 1 января 2005 г. в расчетах российского рубля и введении с 1 января 2008 г. единой денежной валюты Союзного государства. Однако в целом в 2000 г. многие проблемы практического становления Союзного государства решались медленно. Малоэффективной оказалась и программа реализации Договора. Процесс единения двух народов явно замедлялся, что вело к определенному отчуждению как простых людей, так и элитной части общества от самой идеи Союзного государства. Офитом свидетельствовали социологические исследования в обеих странах. Одним из важнейших факторов, тормозящих интеграционные процессы, становилось отсутствие единого подхода к решению экономических вопросов. Проявлялись различия во взглядах на практическое сближение социально-экономических показателей, объединение финансовых систем, принятие единого налогового и таможенного законодательства. За всем этим просматривались политические противоречия, прежде всего в российских властных структурах. В свою очередь антисоюзные лозунги стали знаменем белорусской оппозиции в борьбе за власть. В связи с этим Президент Республики Беларусь, Председатель высшего Государственного Совета Союзного государства А. Лукашенко отметил, что белорусско-российские отношения подошли к опасной черте, многие решения, принятые в рамках Союза, не реализуются на практике, что еще не было такого отката в наших отношениях, что политики, которые препятствовали подписанию Договора о создании союзного государства, занялись разрушением того, что создавалось. К народам России и Беларуси, к президентам обеих стран обратился российский общественный комитет содействия Союзу Беларуси и России. Обращение было подписано известными российскими писателями и политиками - В. Распутиным, В. Беловым, М. Алексеевым, С. Бабуриным и др. В нем выражалась огромная тревога, искренняя озабоченность замедлением процесса воссоединения Беларуси и России. Заявлялось, что выстраданная веками идея единения, скрепленная общими достижениями и победами народов, находится под угрозой. Противниками интеграции делается все, чтобы не выполнить Договор о создании союзного государства. Более того, по некоторым направлениям начался «откат», противоречащий чаяниям граждан обеих республик. Обращение призывало сделать все для необратимости объединительного процесса. 30 ноября 2000 г. в Минске состоялось очередное заседание высшего Государственного Совета Союзного государства Беларуси и России. На не превалировали проблемы экономической интеграции двух стран, поскольку эта задача является важнейшей. Некоторые из вопросов удалось разрешить положительно. Однако обе стороны сохранили различные мнения по отдельным проблемам дальнейшего строительства Союзного государства.