Финансирование инвестиционного процесса с помощью привлечения инвестиционных ресурсов представляет собой метод финансирования инвестиций.
Одним из методов является самофинансирование, которое складывается исключительно за счет собственных финансовых ресурсов, формируемых из внутренних источников (чистой прибыли, амортизационных отчислений, внутрихозяйственных резервов).
Внутреннее самофинансирование очень трудно прогнозировать, но это самый надежный метод финансирования инвестиций.
Любое расширение бизнеса начинается с привлечения дополнительных источников финансирования.
Есть два основных варианта вложения ресурсов на рынке капитала: долевое и долговое финансирование.
В первом случае компания получает средства от дополнительной продажи акций путем увеличения числа собственников, либо за счет дополнительных вкладов уже существующих собственников.
Во втором – компания выпускает и продает срочные ценные бумаги (облигации).
Это дает право их держателям на долгосрочное получение текущего дохода и возврат предоставленного капитала согласно условиям.
Рынок капитала как источник финансирования конкретного предприятия очень обширен.
Если условия вознаграждения предполагаемых инвесторов привлекательны в долгосрочном плане, то инвестиционные запросы удовлетворяются в достаточно больших объемах.
Но это возможно лишь теоретически, практически же далеко не каждая компания может воспользоваться рынком капитала как средством использования дополнительных источников финансирования.
Работа рынка и требования, предъявляемые к его участникам, в полной степени регулируются как государственными органами, так и собственно рыночными механизмами.
Что касается рыночных механизмов, тормозящих возможность привлечения крупных размеров финансирования, то можно отметить зависимость между структурой капитала и финансовым риском и эффекте резервного заемного потенциала предприятия.
Основной формой привлечения средств для инвестирования является расширение акционерного капитала, затем займы и выпуск облигаций.
Достоинства этой формы финансирования состоят в том, что доход на акцию напрямую зависит от результата работы предприятия, а выпуск акций в открытую продажу повышает их ликвидность.
Недостатки, конечно, тоже имеются: увеличение числа акционеров приводит к разделению дохода между большим числом участников.