Трансакционные издержки – это издержки, сопровождающие передачу прав собственности, а также связанные с защитой этих прав. В силу широты этого определения, существует целый ряд классификаций трансакционных издержек. О.Уильямсон различает два типа трансакционных издержек: ex ante и ex post. К издержкам типа ex ante относятся затраты на составление проекта соглашения и проведения переговоров по нему. Издержки типа ex post включают в себя организационные и эксплуатационные затраты, связанные с использованием структуры управления; затраты, возникающие по причине плохой адаптации; расходы на тяжбы, возникающие в ходе приспособления контрактных отношений к непредвиденным обстоятельствам; затраты, связанные с выполнением контрактных обязательств П. Милгром и Дж. Робертс делят трансакционные издержки на координационную и мотивационную составляющие. К первой категории они относят затраты на временное и пространственное соответствие участников трансакции, а ко второй – затраты на обеспечение стимулов их эффективного взаимодействия. Издержки координации могут возникать как в рыночных трансакциях, так и внутри фирмы. На рынке издержки координации обусловлены определением цен и других деталей трансакции, характеристик потенциальных партнеров, необходимостью сведения их вместе. Внутри иерархической структуры издержки координации представляют собой издержки передачи информации по различным организационным уровням, выработки эффективного плана деятельности фирмы, доведения этого плана до работников и его последующего осуществления. Кроме того, издержки координации включают в себя альтернативные издержки потерянного времени. Издержки мотивации так же, как издержки координации, могут возникать и на рынке, и внутри фирмы. И в том, и в другом случае они обуславливаются двумя факторами: несовершенством информации, а также недостоверностью обязательств сторон. В силу несовершенства информации возникают издержки контроля, мониторинга, сбора информации о соблюдении партнерами своих взаимных обязательств в рамках того или иного контракта. Кроме того, несовершенство информации может значительным образом снижать стимулы агентов к вступлению в сделку и необходимы существенные затраты по созданию дополнительной стимулирующей инфраструктуры. Склонность же к оппортунизму (и, как следствие, недостоверность взятых обязательств) также способна порождать издержки, выражающиеся в издержках контроля, составления контракта, принуждения.