Статической переменной (статически размещенной) называется описанная явным образом в программе переменная, обращение к ней осуществляется по имени. Место в памяти для размещения статических переменных определяется при компиляции программы. В отличие от таких статических переменных в программах, написанных на языке Pascal, могут быть созданы динамические переменные. Основное свойство динамических переменных заключается в том, что они создаются, и память для них выделяется во время выполнения программы.
Размещаются динамические переменные в динамической области памяти (heap-области). Динамическая переменная не указывается явно в описаниях переменных, и к ней нельзя обратиться по имени. Доступ к таким переменным осуществляется с помощью указателей и ссылок.
Cсылочный тип (указатель) определяет множество значений, которые указывают на динамические переменные определенного типа, называемого базовым типом. Переменная ссылочного типа содержит адрес динамической переменной в памяти. Если базовый тип является еще не описанным идентификатором, то он должен быть описан в той же самой части описания типов, что и тип-указатель.
Зарезервированное слово nil обозначает константу со значением указателя, которая ни на что не указывает.
Приведем пример описания динамических переменных.
var p1, p2: ^real;
p3, p4: ^integer;
…
Процедуры и функции работы с динамической памятью
1. Процедура New{var p: Pointer).
Выделяет место в динамической области памяти для размещения динамической переменной p", и ее адрес присваивает указателю p.
2. Процедура Dispose(var p: Pointer).
Освобождает участок памяти, выделенный для размещения динамической переменной процедурой New, и значение указателя p становится неопределенным.
3. Процедура GetMem(var p: Pointer; size: Word).
Выделяет участок памяти в heap-области, присваивает адрес его начала указателю p, размер участка в байтах задается параметром size.
4. Процедура FreeMem(varp: Pointer; size: Word).
Освобождает участок памяти, адрес начала которого определен указателем p, а размер – параметром size. Значение указателя p становится неопределенным.
5. Процедура Mark{var p: Pointer) записывает в указатель p адрес начала участка свободной динамической памяти на момент ее вызова.
6. Процедура Release(var p: Pointer) освобождает участок динамической памяти, начиная с адреса, записанного в указатель p процедурой Mark, т. е. очищает ту динамическую память, которая была занята после вызова процедуры Mark.
7. Функция MaxAvail: Longint возвращает длину в байтах самого длинного свободного участка динамической памяти.
8. Функция MemAvail: Longint возвращает полный объем свободной динамической памяти в байтах.
9. Вспомогательная функция SizeOf(X):Word возвращает объем в байтах, занимаемый X, причем X может быть либо именем переменной любого типа, либо именем типа.