То, какая команда программы должна выполняться следующей, микропроцессор узнает по содержимому пары регистров cs:(e)ip:
1) cs – сегментный регистр кода, в котором находится физический адрес текущего сегмента кода;
2) eip/ip – регистр указателя команды, в нем находится значение смещения в памяти следующей команды, подлежащей выполнению.
Безусловные переходы
Что должно подвергнуться модификации, зависит:
1) от типа операнда в команде безусловного перехода (ближний или дальний);
2) от указания перед адресом перехода модификатора; при этом сам адрес перехода может находиться либо непосредственно в команде (прямой переход), либо в регистре памяти (косвенный переход).
Значения модификатора:
1) near ptr – прямой переход на метку;
2) far ptr – прямой переход на метку в другом сегменте кода;
3) word ptr – косвенный переход на метку;
4) dword ptr – косвенный переход на метку в другом сегменте кода.
Команда безусловного перехода jmp
jmp [модификатор] адрес_перехода
Процедура или подпрограмма, – это основная функциональная единица декомпозиции некоторой задачи. Процедура представляет собой группу команд.
Условные переходы
Микропроцессор имеет 18 команд условного перехода. Эти команды позволяют проверить: 1) отношение между операндами со знаком («больше – меньше»);
2) отношение между операндами без знака
(«выше – ниже»); 3) состояния арифметических флагов ZF, SF, CF, OF, PF (но не AF).
Команды условного перехода имеют одинаковый синтаксис: jcc меткаперехода
Команда сравнения cmp имеет интересный принцип работы. Он абсолютно такой же, как и у команды вычитания – sub операнд_1, операнд_2.
Команда cmp так же, как и команда sub, выполняет вычитание операндов и устанавливает флаги. Единственное, чего она не делает – это запись результата вычитания на место первого операнда.
Синтаксис команды cmp – cmp операнд_1, операнд_2 (compare) – сравнивает два операнда и по результатам сравнения устанавливает флаги.
Организация циклов
Организовать циклическое выполнение некоторого участка программы можно, к примеру, используя команды условной передачи управления или команду безусловного перехода jmp:
1) loop меткаперехода (Loop) – повторить цикл. Команда позволяет организовать циклы, подобные циклам for в языках высокого уровня с автоматическим уменьшением счетчика цикла;
2) loope/loopz меткаперехода
Команды loope и loopz – абсолютные синонимы;
3) loopne/loopnz меткаперехода
Команды loopne и loopnz также абсолютные синонимы. Команды loope/loopz и loopne/loopnz по принципу своей работы являются взаимообратными.