Расходы бюджета согласно Бюджетному кодексу, – это денежные средства, направляемые на финансирование выполнение задач и функций государства и местного самоуправления.
Процесс формирования расходов бюджетов всех уровней должен базироваться на единых методологических основах, нормативах номинальной бюджетной обеспеченности, финансовых затрат на оказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством РФ.
В теории и практике финансов существует несколько определенных принципов в классификации расходов бюджета:
1) текущие расходы. Обеспечивают текущее функционирование органов государственной власти. Эти расходы включают:
а) оплату труда государственных служащих, командировочные расходы и расходы на служебные разъезды;
б) выплату процентов по займам, по государственному внешнему долгу, субсидий и трансфертов (населению, предприятиям и организациям);
в) расходы на выплату пенсий, стипендий, пособий;
2) капитальные расходы бюджета – это денежные затраты государства, связанные с финансированием инвестиционной и инновационной деятельности.
Эти расходы еще называют бюджетом на развитие. Они включают:
а) капитальное вложение в основные фонды;
б) капитальное строительство;
в) капитальный ремонт;
г) приобретение земли;
3) функциональные расходы отражают расходы государства на выполнение им основных функций. Включают:
а) расходы на исполнительную, законодательную власть, налоговые органы;
б) расходы на судебную систему;
в) расходы на национальную оборону;
г) расходы на правоохранительные органы;
д) расходы на промышленность;
е) расходы на сельское хозяйство;
ж) расходы на транспорт;
з) расходы на финансирование, образование, науку;
и) расходы на обслуживание и погашение государственного долга (как внешнего, так и внутреннего).
Выделяют также денежные средства резервного фонда, которые должны пойти на непредвиденные нужды. Он устанавливается в размере 1 % утвержденных расходов федерального бюджета.