Существует несколько версий происхождения гос-ва, в рамках которых всякий раз происходило определение его сущности и социального назначения. Теократическая теория. Ранняя теория, объясняющая процесс возникновения гос-ва, была теократическая теория. Ее авторы — средневековые богословы Тертулиан (ок. 160 — после 220), Аврелий Августин (354—430), Фома Аквинский (1225—1274). Рассматривали государство как божий промысел, смысл в установлении на земле порядка и гармонии, аналогичных тем, что существуют в «царстве божьем», «вся власть от бога». Бог является творцом всего сущего на земле, в том числе, и гос-ва. Проникнуть в тайну божественного замысла, а следовательно, постичь природу гос-ва, по замыслу авторов теории, невозможно, а потому следует лишь верить и безропотно подчиняться носителям власти божьей, т. е. правителям. Теократическая теория: первые гос-ва имели религиозные формы, поскольку представляли собой правление жрецов, божественное право придавало гос-ной власти авторитет, а решениям гос-ва - обязательность. В законах древневавилонского царя Хаммурапи говорилось о божественном происхождении власти царя: «боги поставили Хаммурапи править «черноголовыми». Во всех религиях отстаивается идея богоустановленности гос-ной власти. Современная христианско-демократическая концепция гос-ва, основанная на уникальности и самоценности каждого человека, его уважении со стороны гос-ва, заботе каждого гражданина об обществе, личности и государстве, а также помощи со стороны гос-ва тем, кто самостоятельно не может себя обеспечить: инвалидам, безработным, детям, пожилым людям. Патриархальная теория –гос-во как большая семья, где отношения монарха теория и его подданных отождествляются с отношениями отца и членов семьи. Создатели мыслители Древнего мира Аристотель (384—322 до н. э.), Конфуций (551—479 до н.э.) и английский философ XVIII в. Р. Фильмер. По их мнению, государство возникает в результате соединения родов в племена, племен в союзы, а затем — в государство. Власть опекунская, отеческая в результате объединения семьи в гос-во становится гос-ной. Монарх должен заботиться о своих подданных, а те должны повиноваться правителю. Гос-во, по мнению Конфуция, должно опираться не на безликий и всеохватывающий закон, не на произвол тирана, а на мудрость добродеятельного правителя и его талантливых и достойных помощников. Теория идеалистически трактовала отношения правящих и подданных. Объединение семей было определяющим в возникновении гос-ва, т.к. семья представляет собой наиболее раннюю форму организации людей, разделения и кооперации труда. В 17—18 вв. появляется договорная теория происхождения государства, создатели: английские ученые Т. Гоббс (1588-1679), Дж. Локк (1632—1704), французские просветители Ж.-Ж. Руссо (1712-1778), Д.Дидро (1713—1784) и др. В соответствии с этой теорией гос-во понималось как общественный договор, согласно которому люди в целях надежного обеспечения своих естественных прав, свободы, защиты личности и собственности соглашаются создать гос-тво. Договор заключался либо между правителем и подданными, т. е. договор подчинения, как считал Т. Гоббс, либо между гражданами, т.е. договор объединения, как полагал Дж. Локк. Договорная теория отбрасывает вопрос о времени и месте создания государства как неактуальный. Важным, по мнению авторов теории, является вопрос о социальном назначении гос-ва — служить человеку, гарантировать его права и свободу. Гуманистическое понимание гос-ва авторами договорной теории смогло реализоваться на практике лишь с возникновением гражданского общества в 19 в. Через теорию общественный договор некоторые авторы приходили к тоталитарному типу государства. Ж.-Ж. Руссо понимал государство как «политическое тело», «политическое целое», Марксистская теория, созданная К. Марксом Ф. Энгельсом и их последователями, объясняет происхождение государства расколом общества на антагонистические классы, которое было следствием разделения труда и появления частной собственности. Экономически господствующий класс создает государство для подчинения себе неимущих. Гос-во — орган классового господства, орган угнетения одного класса другим, есть создание «порядка», который узаконивает и упрочивает то угнетение, умеряя столкновение классов -В.И. Ленин. В сущности гос-тва выделяется его классовая природа, способность гос-ва выступить в качестве инструмента населения и подчинения в руках экономически господствующего класса. Марксистская теория определяет причины возникновения гос-тва, его обусловленность эк-ими факторами. По мнению сторонников теории насилия, гос-во является результатом прямого полит-ого действия — внутреннего насилия, как считали Е.Дюринг (1833—1921), К.Каутский (1854—1938), или внешнего завоевания, согласно точке зрения австрийского правоведа Л. Гумпловича (1838—1909). Следствием победы большинства над меньшинством или более сильного племени над более слабым является учреждение победителем гос-ва, которое становится органом управления побежденными. В результате завоевания возникает не только гос-во, но и деление общества на классы, частная собственность. Как отмечал один из авторов теории внешнего насилия Л. Гумготович, всегда насилие одного племени над другим, оно выражалось в завоевании и порабощении более сильным чужим племенем более слабого, уже оседлого населения. Эта теория имеет множество подтверждений в истории, например, гражданская война Севера и Юга, приведшая к созданию единого американского гос-ва и т.д. Представителями психологической теории Г. Тард (франц 19 в.), русский юрист Л.И. Петражицкий (1867—1931) полагал, что гос-во является закономерным итогом психологической потребно чел-ка в общении. Психологическая теория происхождения гос-ва обращает внимание на роль и значение биологических и психологческих факторов в возникновении гос-ва. Однако базировать их значение значит отрицать естественно-исторический характер процесса возникновения гос-ва и считать его явлением субъективной воли. Расовая теория происхождения гос-ва. Одним из основателей расовой антропологической школы социологии был французский писатель Жозеф Артур де Гобино (1816-1882), в мире существуют «высшие расы, призванные господствовать, и «низшие» расы, которым по своей природе предназначено находиться в подчинении у «высших». Органическая теория уподобляет гос-во живому организму, состоящему из клеток, составных частей, кокими являются люди, и имеющему волю. Каждый элемент живого организма выполняет конкретную функцию, обеспечивается нормальное функционирование всего гос-ва. Английский философ и социолог Г. Спенсер (1820—1903), считал -воля гос-ва выражается в законах, правительство отождествляется с мозгом, рабочие и крестьяне — с ногами и руками, а движения и связи — с нервами. Древнегреческий философ Платон способность к управлению объяснял обладанием высшим качеством человеческой души — мудростью, а деление людей на управляющих и управляемых — наличием или отсутствием этого качества с момента рождения. Гос-во представляет собой целостную систему, в которой ее отдельные элементы связаны отношениями взаимозависимости. Все теории в стремлении создать универсальное объяснение процессу происхождения гос-ва, годное для всех эпох и стран, объединение всех этих теорий происхождения поможет воссоздать целостную картину процесса гос-во образования. В рассмотренных теориях отмечается один из аспектов социальной сущности гос-ва: либо гос-во служит интересам общества и личности, либо оно выступает средством подавления имущими классами неимущих и «низших». На определенных этапах исторического развития, преобладала классовая природа гос-ва, но определяющим всегда было его общесоциальное значение. Гос-во выступает важнейшим фактором социально-экономического и духовного развития общества, интеграции различных групп вокруг общепризнанных целей и эффективным механизмом их реализации.