Власть — это возможность и способности осуществлять собственную волю даже вопреки сопротивлению другой стороны (сторон). Отношения власти асимметричны, они предполагают доминирование, господство, которое может быть навязано и насильственно, и принято «добровольно» (под психическим, идеологическим или иным воздействием). Власть всегда содержит элемент принуждения в той или иной, гибкой, почти незаметной, или жесткой, даже террористической форме. Особое значение в человеческом обществе имеет не индивидуальная, частная власть, характеризующая зависимость одного лица от другого (например, отношения матери и малолетнего ребенка), а сознательная, общественная власть, в основе которой лежит существование определенных отношений, коллективов. Эти связи опираются не на персональные отношения, не на кровнородстенные связи (как при родоплеменном строе), а на иные факторы. Необходимость сознательной, общественной власти в человеческих коллективах проистекает из их совместной осознанной деятельности, что предполагает разделение поведения, установление определенной иерархии, порядка взаимоотношений людей в коллективе и коллективов между собой. Такая власть складывается в общественной организации, кооперативных объединениях людей, в старательских артелях, где люди подчиняются «старшому», Это — корпоративная власть, освободиться от нее можно, покинув тот или иной коллектив. Она имеет неполитический характер. Особого рода коллектив — современное, государственно-организованное общество той или иной страны. Ему присуща политическая власть. Эта власть является не частной (как в семье) или корпоративной (как в политической партии), а публичной. Политическая власть, получает свое выражение в гос-ной власти. Всякая гос-ная власть имеет политический характер, но не всякая политическая власть является гос-ной. 1. Государственная власть выступает как официальный представитель общества данной страны. Только она юридически уполномочена действовать от имени всего общества и как таковая применять от его имени в случае необходимости легализованное и в большинстве случаев легитимное принуждение, насилие. 2. Гос-ная власть обладает верховенством в обществе, она суверенна. Осуществление всех других разновидностей власти может регулироваться гос-вом, правом. 3. Регулируя отношения различных классов, социальных и иных групп, гос-ная власть выполняет арбитражную роль общества, хотя при этом прежде всего защищает интересы экономически доминирующих классов и слоев населения, наиболее влиятельных «групп давления». 4. В отличие от политической гос-ная власть в высокой степени формализована, ее организация, порядок деятельности детально определяются конституционными нормами, иным законодательством. 5. Гос-ная власть реализуется специализированным гос-ным аппаратом (парламент, правительство, суды, полиция и т.д.)» тогда как политическая власть в освобожденных районах или власть Советов в условиях двоевластия опирались на вооруженные отряды, боровшиеся против существования гос-ной власти. В федеративном государстве государственной властью обладает не только федерация, но и ее субъекты (республики и другие субъекты в составе Российской Федерации, штаты в США, земли в Германии и т.д.) Они имеют свои парламенты, правительство, иногда — своих президентов (республики в России и Югославии). Однако гос-ная власть субъекта федерации имеет подчиненный характер. Верховенство принадлежит федерации. Гос-ную власть, как власть, выступающую от имени всего общества, следует отличать от власти местного самоуправления, которая также является публичной и политической, но это власть определенной части населения — территориального коллектива в границах той или иной административно-территориальной единицы (округа, района, общины и т.д.) Легализация гос-ной власти — это юр-ое провозглашение правомерности ее возникновения (установления), организации и деятельности, чаще всего легализация гос-ной власти, ее органов, порядка деятельности, осуществления конституции. Легализация осуществляется различными способами, в том числе путем референдума (например, Конституция России 1993 г., легализовавшая ту гос-ную власть, которая сложилась после фактического роспуска Съезда народных депутатов и Верховного Совета и создания Гос-ной Думы и Совета Федерации), а также иными правовыми актами, например, законами о выборах парламента, президента, о судебной системе. Она возможна путем международного признания (например, при образовании новых гос-в). Правовые акты, легализующие гос-ную власть, должны соответствовать не только интересам народа страны, выражать его волю, но и общечеловеческим ценностям и гуманистическим принципам права, в том числе международного права. Узурпация, захват гос-ной власти, присвоение властных полномочий (в том числе какой-либо партией) незаконны. Как устанавливает Конституция России 1993 г., такие действия наказуемы (ст. 3 п.4). Нарушение принципа легализации гос-ной власти предполагает юридическую ответственность. Эта ответственность распространяется как на лиц, посягающих «со стороны» на гос-ную власть, так и на носителей самой гос-ной власти (например, ответственность за превышение полномочий). Термин «легитимация», хотя и происходит от того же латинского слова, но отражает состояние фактическое. Легитимная гос-ная власть — это власть, соответствующая представлениям, народа, общества данной страны о ее справедливости, правильности, обоснованности, моральной законности. В представлениях большинства общества ее деятельность соответствует определенным ожиданиям людей. Легитимация власти связывается прежде всего не с юр-ми нормами (хотя и это имеет значение), а с материальными, социальными, политическими, духовными условиями общественной жизни. В основе легитимации гос-ной власти лежит вера людей в то, что их блага зависят от сохранения и поддержания данного порядка в обществе, убеждения в том, что такой порядок выражает их интересы. Различают экстраординарные (чрезвычайные) и обычные, традиционные способы легитимации новой гос-ной власти. К экстраординарным относятся социальные и политические революции, выражающие подлинные интересы народа, свергающие угнетающую гос-ную власть и утверждающие новую власть. М. Вебер (1864—1920) ввел различие трех основных форм легитимации гос-ной власти: традиционную, харизматическую и рациональную. Традиционная связана с обычаями, традициями населения, с личной сословной, племенной зависимостью, нередко с особой ролью религии, как это имеет место, например, в странах мусульманского фундаментализма (Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ и др.). Харизматическая легитимация обусловлена особыми качествами выдающихся личностей (реже — групп лиц), которым приписываются качества, способные определять поведение людей. Харизмой обладали великие полководцы-завоеватели (Александр Македонский, Чингисхан, Наполеон и др.), Гитлер, Сталин, де Голль, до определенного времени и Б.Н. Ельцин. Рациональная легитимация основана на разуме: население поддерживает или отвергает гос-ную власть, руководствуясь рассудочной оценкой этой власти. Основой рациональной легитимации являются не лозунги и обещания, не создание имиджа удачливого и мудрого правителя, часто даже не справедливые законы (они иногда не выполняются, например, в России), а практическая работа органов гос-ва на благо населения страны. Единство гос-ной власти прежде всего означает, что в гос-ве не может быть две, три и более различных властей, неодинаковых по своей природе, принципиальным целям и обладающим своими обособленными средствами гос-ного принуждения. Гос-ная власть едина. Поэтому в последние годы в российской и зарубежной литературе все чаще вместо термина «разделение властей» говорится об отделении властей, о разделении ветвей единой государственной власти, об «обособлении» властей. Идея единства гос-ной власти однозначна. Три аспекта: 1. социальное единство, что проистекает из единой природы государствующих (доминирующих) в обществе социальных групп, 2. единство основных целей и направлений деятельности всех органов гос-ва, обусловлено необходимостью согласованного управления обществом, без чего оно м. б. ввергнуто в состояние анархии и распада, а разные цели в деятельности высших органов гос-ва могут привести к их вооруженному противоборству (Россия, октябрь 1993 г.); 3. организационно-правовое единство, означающее создание системы органов гос-ва с их иерархией и размежеванием полномочий. В некоторых новых конституциях, в научных исследованиях наряду с тремя традиционными властями называют и другие: - учредительную (в частности, принятие новой конституции, изменяющей гос-ный строй); - избирательную (в некоторых странах Латинской Америки); контрольную (органы, осуществляющие гос-ный контроль, а также надзорная деятельность прокуратуры в РФ). Поэтому теперь в отдельных конституциях постсоца-листических стран тезисы о единстве и разделении властей объединены в одной формулировке: гос-ная власть едина, но осуществляется на основе разделения ее ветвей, их взаимодействия при использовании системы сдержек и противовесов.