Государство – это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом. Политическая система общества - это совокупность взаимосвязанных гос-ных, общественных и иных организаций призванных развивать организационную самостоятельность политическую активность личностей в процессе реализации ими политической власти. Огромную теоретическую и практическую значимость, имеет рассмотрение проблемы, связанной с определением соотношения политической системы общества и гос-ва, выявление эк-их и соц-но –полит-их факторов, влияющих на определение его места и роли в политической системе общ-ва. Гос-во нельзя отождествлять с полит-ой системой, его следует рассматривать в качестве важной составной части этой системы, входящей в нее не как совокупность разрозненных органов, а как целостный институт. Гос-во и политические партии являются основными политическими организациями, входящими в политическую структуру как компонента политической системы общества. В силу этого они обладают некоторыми специфическими признаками: -общая цель для всех участников организации; -иерархичность структуры отношений внутри организации; - различение норм для руководителей и руководимых, что содержит в себе весьма опасную и часто реализующуюся в политике возможность увеличения дистанции между руководителями и основной массой участников организации и ведет к олигархизации – появлению у руководителей интересов, никак не соответствующих и даже противоположных интересам последователей. Как организации гос-во и политические партии рационализируют политику, вносят в нее элемент управляемости, целенаправленности. Поскольку специфическую ткань политических отношений образует взаимодействие частных и общих интересов, которое служит причиной как их возникновения, так и разрушения, то нужен специальный механизм, орган, который бы эту динамику упорядочивал, поддерживал, используя различия для укрепления, а не для развала общества. Такой силой, объединяющей общество, разделенное на классы, слои, этнические, культурные, профессиональные группы, является государство с присущими ему существенными признаками. Назначение политической партии несколько иное. Оно заключается: -в осуществлении функций представительства интересов разнообразных социальных групп, общностей на уровне общих интересов всей социальной целостности; -в активной работе по интеграции социальной группы, входящей в сферу политических отношений; - в снятии ее внутренних противоречий. Партии имеют свою программу, систему целей, которые активно пропагандируют и защищают, более или менее разветвленную организационную структуру, накладывают на своих членов определенные обязанности и нормы поведения. Они поэтому служат мощным фактором повышения уровня организованности политической жизни, ее рационализации, приобщения к влиянию на государственную власть все более широких слоев населения. Становление политических партий как необходимых и влиятельных элементов политической структуры общества отражает процесс приобщения к политике все более широких кругов населения. Это каналы реального влияния на политическую власть, постепенно они расширяются, в них вовлекается все большее число людей. Политическая партия – это, как правило, весьма формализованная политическая организация со своей структурой (руководящие органы, региональные отделения, рядовые члены), выражающая интересы тех или иных общественных классов, социальных слоев, групп, объединяющая наиболее активных их представителей, ставящая, как правило, своей задачей завоевание политической власти для осуществления определенной программы, социальных, экономических, политических преобразований, достижение неких целей и идеалов. Различают парламентские партии, ставящие целью завоевание власти демократическим путем, участие в парламентской деятельности, и партии, которые ставят задачей насильственные преобразования общественного строя, насильственный захват власти. Организация и деятельность различных партий в историческом ракурсе оказываются весьма многообразными. Еще более многообразно и их взаимодействие с государством, его институтами. По участию в делах государства можно различать не только парламентские, но и правящие партии, которые уже получили и осуществляют власть. Партия осуществляет власть главным образом через «своих людей», своих членов, которых она расставляет на важнейшие государственные посты. Так, с 1927 г. В СССР действовал принцип номенклатуры: на все важнейшие государственные посты назначались лица, которых выбирал и назначал (давал согласие на назначение) Центральный Комитет Коммунистической партии. Соответственно на посты в областных, районных структурах руководителей назначали обкомы, райкомы партии. В некоторых обществах длительное время независимо от партийного влияния формируется и функционирует аппарат министерств, других органов управления, но руководители этих министерств, других органов управления назначаются по партийной принадлежности, в зависимости от того, какая парламентская партия пришла к власти. В других обществах происходит повальная смена состава аппарата государства, если к власти приходит иная партия. В крайних случаях взаимодействие партии и государства приводит к такой политической системе, которая может быть определена как «партийное государство»: -функционирует одна господствующая партия, -ее идеология становится государственной идеологией, -происходит сращивание партии и государственного аппарата. Руководитель партии превращается в фактического главу государства, важнейшие решения принимаются в партийных структурах и лишь оформляются гос-ными институтами. В «партийном государстве» все другие общественные организации также подпадают под партийный контроль и политическая система становится тоталитарной системой. Антиподом политической системы типа «партийного государства» являются многопартийные, плюралистические политические системы, где важнейшие государственные решения принимаются демократически: сопоставлением мнений, их обоснованием, лоббированием в законных рамках, словом, с помощью нормальной парламентской процедуры. В этих системах государство свои отношения с парламентскими партиями строит, как правило, по такой схеме: сформированные как правовые требования притязания тех или иных классов, социальных групп становятся предметом рассмотрения в ходе законодательного процесса при соблюдении политических, правовых норм и процедур