Геополитическое положение страны— это ее место на политической карте мира и ее отношение к различным государствам или группам государств. После распада СССР геополитическое положение Российской Федерации заметно ухудшилось. СССР по суше граничил с 12-ю странами, а после его распада Россия приобрела новые границы — с бывшими союзными республиками, которые в большинстве случаев не оборудованы должным образом, что наносит ущерб ее экономической и государственной безопасности. Сейчас 48 из 89 субъектов федерации являются пограничными, а два из них имеют границы даже с тремя государствами: Псковская обл. — с Эстонией, Латвией и Белоруссией и Республика Алтай — с Казахстаном, Китаем и Монголией. Геополитическое положение России существенного ухудшилось в результате ликвидации политического блока стран Варшавского договора и экономического союза СЭВ (Совет экономической взаимопомощи). Большая часть бывших социалистических стран-союзников СССР уже вступила в ЕЭС и военный блок НАТО, лидером которого являются США. Вслед за ними в западное сообщество потянулись и некоторые бывшие союзные республики СССР (Эстония, Латвия и Литва). В итоге всех этих геополитических изменений Россия по отношению к Западу практически вернулась к состоянию времен Ивана Грозного (XVI век). В результате распада СССР Россия лишилась удобных выходов к морям, хорошо оборудованных портов на Балтике (Рига, Таллин, Клайпеда, Вентспилс) и на Черном море (Одесса, Ильичевск,Николаев, Севастополь) и многих военно-морских баз. Утратив значительные территории ранее единого государства Россия потеряла и часть ресурсного потенциала (месторождения), и огромные основные фонды в виде заводов, военных баз, санаторно-курортных учреждений общесоюзного подчинения, мощностей космодрома Байконур (за них теперь приходится платить Казахстану годовую арендную плату в 115 млн долларов) и т.п. Чтобы компенсировать эти утраты, пришлось во многом заново создавать промышленную инфраструктуру (строительство нового нефтеналивного порта на Балтийском море в Усть-Луге, расширение портовых мощностей в оставшихся в Европейской части страны портах— С.-Петербурге, Мурманске и Новороссийске, строительство обходных железнодорожных веток и ниток трубопроводов и др.