Финансовый контроль со стороны органов представительной власти осуществляется соответствующими структурами, комитетами, комиссиями Совета Федерации и Государственной думы, Счетной палатой РФ, контрольно-счетными палатами субъектов РФ.
Счетная палата РФ. Ей принадлежит особое место в системе финансового контроля со стороны органов представительной власти.
Сфера полномочий Счетной палаты – контроль за федеральной собственностью и расходованием федеральных денежных средств.
Перед должностными лицами Счетной палаты поставлены следующие задачи:
1) организация контроля исполнения федерального бюджета и внебюджетных фондов;
2) подготовка предложений по устранению обнаруженных нарушений и упорядочению бюджетного процесса;
3) оценка эффективности расходования государственных средств, в том числе предоставленных на возвратной основе, и использования федеральной собственности;
4) выявление обоснованности статей федерального бюджета и внебюджетных фондов;
5) финансовая экспертиза, т. е. оценка финансовых последствий принятия федеральных законов, касающихся федерального бюджета;
6) контроль поступления и движения бюджетных средств на счетах банков;
7) регулярное представление Совету федерации и Государственной думе информации о ходе исполнения федерального бюджета;
8) контроль поступления в федеральный бюджет денежных средств от приватизации федеральной собственности, продажи ее и управления ею.
В обязанности Счетной палаты также входит контроль состояния государственного внешнего и внутреннего долга РФ и деятельности Центрального банка по обслуживанию государственного долга; эффективности использования внешних кредитов и займов, которые были получены Правительством РФ, а также контроль за предоставлением Россией займов и безвозмездных перечислений иностранным государствам и международным организациям.
Основные формы контроля, проводимого Счетной палатой, – тематические проверки и ревизии.
Законодательно определено, что деятельность Счетной палаты является гласной: все результаты должны освещаться в средствах массовой информации.
Контрольное управление обладает правом требовать от руководителей государственных органов, организаций и предприятий документы, материалы и иную информацию, необходимую для проведения проверок.
Оно также может привлекать к проверкам специалистов и представителей правоохранительных органов и выносить на рассмотрение Президента предложения по результатам проверок. Они направляют предписания об устранении нарушений, которые рассматриваются в течение десяти дней. Но им не дано право применять какие-либо санкции самостоятельно.
Органы исполнительной власти осуществляют финансовый контроль в пределах своих полномочий, а также контролируют деятельность подведомственных им структур.