Основным методологическим документом, на основе которого составляются и исполняются бюджеты, является бюджетная классификация. Бюджетная классификация — это группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников покрытия дефицита этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Такая классификация является единой для бюджетов всех уровней и утверждается федеральным законом. Она имеет важное значение, так как используется: для составления, утверждения и исполнения бюджета; контроля за выделением и использованием бюджетных средств; обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней; составления консолидированных бюджетов всех уровней. Министерство финансов РФ утвердило «Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ» своим приказом от 25 мая 1999 г. № 38н. По новой бюджетной классификации госбюджет состоит из четырех блоков: «доходы», «расходы», «финансирование бюджета» и «государственный долг». Классификация доходов бюджетаДоходы бюджета — это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления. Доходы делятся на группы, подгруппы, статьи и подстатьи (четыре уровня). Они подразделяются на четыре группы: налоговые, неналоговые, безвозмездные поступления и доходы целевых бюджетных фондов. Налоговые доходы состоят из следующих подгрупп: налоги на прибыль (доход), прирост капитала; налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы; налоги на совокупный доход; налоги на имущество; платежи за пользование природными ресурсами; налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции; прочие налоги, пошлины, сборы. Неналоговые доходы включают следующие подгруппы: доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности; доходы от продажи земли и нематериальных активов; поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников; административные платежи и сборы; штрафные санкции, возмещение ущерба; доходы от внешнеэкономической деятельности; прочие неналоговые доходы. Безвозмездные перечисления состоят из подгрупп: от нерезидентов; от бюджетов других уровней; от государственных внебюджетных фондов; от государственных организаций; от наднациональных организаций; средства, передаваемые в целевые бюджетные фонды. Доходы целевых бюджетных фондов включают в себя следующие целевые бюджетные фонды: дорожные фонды; экологические фонды; Федеральный фонд МНС и Федеральной службы налоговой полиции РФ; Фонд развития таможенной системы РФ; Государственный фонд борьбы с преступностью; Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы; Фонд Министерства РФ по атомной энергии; Целевой бюджетный фонд содействия военной реформе; Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов; Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов. В свою очередь подгруппы делятся на статьи и подстатьи. Так, подгруппа «налоги на прибыль (доход), прирост капитала» делится на две статьи: налог на прибыль (доход) предприятий и организаций и подоходный налог с физических лиц. Статья «подоходный налог с физических лиц» делится на три подстатьи: подоходный налог, удерживаемый предприятиями, учреждениями и организациями, подоходный налог, удерживаемый налоговыми органами, и налог на игорный бизнес. Классификация расходов бюджетаРасходы бюджета — это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления. Расходы бюджета делятся по ведомственному принципу. Все расходы должны быть поделены в соответствии с бюджетной классификацией. Все расходы одновременно должны быть скоординированы по ряду признакам:1. Экономическое содержание(зарплата, расходы на приобретение медикаментов, расходы на канцтовары)2. Ведомственная классификация (т.е. министерству образования на заработную плату столько-то, на канцтовары столько-то)3. функциональная классификация. Она учитывает укрупненные расходы, т.е. сколько всего нужно средств на оборону государству. Эти средства могут быть распределены между министерством образования, которое ведер подготовку на военных кафедрах, это средства оборонного госзаказа, это часть для научно-исследовательских институтовБюджетная классификация является рабочим инструментом для работников государственных учреждений, занимающихся текущим финансированием бюджета, планированием, исполнением бюджета.Основные направления использования средств бюджета (функциональные статьи расходов).Государственное и муниципальное управление, национальная оборона, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности, осуществление международной деятельности, фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу, содержание учреждений социальной сферы и социальная защита населения, охрана окружающей среды и природных ресурсов, обслуживание и погашение государственного долга и долговых обязательств территориальных органов власти. В основном они должны быть профинансированы из средств федерального бюджета, но частично из бюджетов других уровней.Структура расходной части бюджета.Внутри бюджета каждого уровня существует несколько крупных статей.1. Статьи текущих расходов2. Резервный фонд3. Капитальные расходы и в их составе может быть бюджет развития4. Расчет по долговым обязательствам. И в федеральном и в региональном бюджете обязательно есть блок формирование межбюджетных отношений. Он содержит:a. распределение регулирующих налогов между уровнями бюджетной системы на планируемый финансовый год. b. формы предоставления финансовой помощи бюджетам других уровней бюджетной системы.