Система «директ-костинг» создает основу для изучения зависимости между объемом производства, затратами (себестоимостью), маржинальным доходом (сумма постоянных расходов и прибыли) и прибылью. Принцип этой системы состоит в делении всех затрат на постоянные и переменные затраты. Данная система позволяет решать стратегические управленческие задачи по выпуску продукции с высокой рентабельностью.
Постоянные затраты – затраты, сумма которых в данный период не зависит непосредственно от объема производства продукции (работ, услуг) хозяйствующего субъекта. Если объем производства увеличивается или уменьшается не более чем на 20 %, то общие постоянные затраты не меняются. С увеличением объема производства постоянные затраты на единицу продукции устойчиво снижаются.
Переменные затраты – затраты, величина которых на данный период непосредственно зависит от объема производства и реализации продукции, а также от структуры издержек при производстве и реализации нескольких видов продукции. Если значение этого показателя увеличивается на 10 %, то соответственно общие переменные затраты также увеличиваются на 10 %. Однако при изменении объема производства переменные затраты в расчете на единицу продукции остаются неизменными.
Большую роль при изучении факторов, которые влияют на сумму прибыли, играет маржинальный анализ, с его помощью изучаются соотношения показателей: объема производства (реализации) продукции, издержек, прибыли и прогнозирования суммы каждого из перечисленных показателей при заданном значении других. Маржинальный анализ применяет категорию маржинального дохода, представляющий собой разность прибыли (П) и постоянных затрат экономического субъекта (Н).
Прибыль от реализации определенного вида продукции определяется по формуле:
П = К ґ (Ц – V) – Н,
где К – объем реализации продукции в натуральных показателях;
Ц – цена реализации единицы продукции, руб.;
V – переменные затраты на единицу продукции, руб.
Безубыточный объем продаж и зона безопасности зависят от суммы постоянных и переменных затрат, в то же время и от уровня цен на продукцию. Если повышаются цены, то объем реализации продукции необходимо снижать, чтобы компенсировать постоянные затраты экономического субъекта, и наоборот.
Зона безопасности (Збез) определяется по формуле:
Збез. = (Кпл – К) / Кпл × 100 %,
где Кпл – планируемый объем реализации продукции,
К – текущий объем реализации продукции.
При увеличении объема переменных и постоянных затрат на единицу продукции повышается порог рентабельности и уменьшается зона безопасности. Следовательно, каждое предприятие стремится к сокращению постоянных затрат.