Сознание – может быть выражено через категорию идеального. Идеальное – это фил-я категория, кот обозначает нематериальную субъективно духовную природу, образное отображение действительности в человеч-м сознании. В совр. фил-ии сознание - это высшая, свойственная только человеку, связанная с языком ф-ция мозга, которая заключается в обобщенном и целенаправленном отражении действительности. Активно исп-ся с 19 века, до этого исп-сь категория дух – встречается в античной фил-фии, библии (с лат. дыхание движущийся воздух) - это сущность, кот. может временно или навсегда покинуть тело; сущность мира (мировой дух); идейное содержание (произведения искусства), всеобщий хар-р чего-либо (дух эпохи, корпоративный дух).Понятие дух – как противоположный природе сложилось у Гегеля, дух выступает в 3 формах:- дух отдельного индивида (личный дух) Поэт;- общий дух (объективный) поэма, народное творчество;- объективированный дух (совокупность завершенных творений духа) сл. и музыка народные;Душа – основа живого существа, совокупность психических явлений, в частности чувств и стремлений. До Нов. время предметом фил-ии был вопрос: является ли душа субстанцией? В досократовской фил-ии: душа – тончайшее разреженное вещество. По Платону, душа нематериальна и предшествует существованию. Аристотель различал 3 души: разумная (ею обладают люди), животная, вегетативная (растения). Разумная душа может быть отделена от тела и существовать вечно. В Средневековье душа считалась нематериальной, невещественной субстанцией. Для новоевропейской философии первичной была проблема соотношения материального и нематериального, души и тела. Сторонники первичности материи – материалисты (метафизика, вульгаризм, диалектизм, материализм). Сторонники первичности сознания – идеалисты (Гегель – объективный идеализм; Беркин, Юм – субъективный идеализм).Философское понятие сознания связано, прежде всего, с первичностью материального или идеального, первоначалом всего сущего. Нужно различать понятия психика и сознание. Психика – продукт и условие взаимодействия живого существа и его среды (это более широкое понятие, чем сознание, так как в его структуру входит сознательное и бессознательное).Структура сознания: 1 элемент. Познавательная сфера состоит из:а) чувственного познания, которое основано на внешних чувствах и выражается в способности к ощущениям, восприятиям, представлениям;б) рационального познания, которое представляет собой абстрактно-мыслительную деятельность, оперирующую понятиями. На основе чувственного и рационального познания формируются идеальные образы объектов познания. Для философии очень важна проблема метода познания. Две основных позиции: - истинное знание о мире дает рациональное познание (Декарт, Спиноза); - истинное знание в чувственном познании. Например, в философии Нового времени выделяют эмпиризм и рационализм. Познавательные способности: внимание, память, воображение. Внимание характеризуется избирательностью познавательной деятельности, ее направленностью на определенный объект. Память – способность хранить и воспроизводить информацию об объекте. Она помогает объединить уже имеющиеся и приобретаемые знания. Воображение – благодаря воображению человек создает представления и мысленные ситуации, никогда в прошлом реально не воспринимавшиеся.2 элемент. Эмоциональная сфера включает внутренние чувства: радость, горе, любовь, ненависть и т.д. к эмоциональной сфере относятся аффекты (сильное эмоциональное напряжение) и эмоциональное состояние (настроение).3 элемент. Мотивационно-волевая сфера: мотивы, интересы, потребности субъекта, которые ориентируют его в жизнедеятельности, а также воля (способность к выбору цели и внутренним усилиям, необходимым для ее достижения). Самосознание – сознание, направленное на самое себя. Критерии самосознания: - выделение себя из среды; - осознание своей активности; - сознание себя через другого (то, что я вижу в других, может быть и моим качеством); - моральная оценка себя. Рефлексия – сознание, направленное на внутренний опыт. Самосознание характерно для любой человеческой особи. Способность к рефлексии же - специфическая и проявляется не у каждого.