Наука-это сфера исследовательской деятельности, направленная на производство знаний о природе, обществе, человеке. Наука в современном понимании, как специфический тип духовного производства и социальный институт возникла в новое время в 16-17 вв.Науку можно рассматривать как особую систему знаний, как особую систему общественных организаций и учреждений, вырабатывающих, хранящих, распространяющих и внедряющих эти знания.Наука как особый вид деятельности, т.е. система научных исследований, удовлетворяющих особым критериям и проводимым по своим особым правилам.Науку как сферу деятельности составляют следующие элементы:1. ученые, с их знаниями, способностями, классификацией, опытом.2. научные учреждения, с их экспериментальным оборудованием.3. методы научного познания.4. понятийный и категориальный аппарат.Позитивизм – это философское течение, которое возникло в 40-е гг. 19 в.Основателем позитивизма является О.Конт, а также Спенсер и Милль (английские философы).Стадии позитивизма:1). Позитивизм 2). Неопозитивизм (20-е гг. 20 в.) или логический позитивизм (Витгенштейн Рассел)3). Постпозитивизм (70-е гг. 20 в.)Представители: Поппер КунПозитивное знание – это знание, подтверждаемое опытом.Конт сформулировал закон «Трёх стадий», согласно которому человечество в своём стремлении познать мир проходит 3 этапа (стадии):1). Геологическая.На этой стадии все явления объясняются вмешательством сверестественных сил.2). Метафизическая.Для неё характерно стремление достигнуть исчерпывающего , абсолютного знания о мире. С точки зрения Конта, явления объясняются не привлечением божественных сил, а сводятся к выдуманным первосущностям..3). Позитивная.На этой стадии человечество отказывается от попыток познать сущность всех вещей и устремляется по пути накопления новых знаний. Научные знания становятся описательными. Его задача наблюдать то, что открывается в опыте. Он считает, что задача науки отвечать на вопрос как, а не почему. Представители логического позитивизма(неопозитивизма) поставили перед собой задачу очистить язык традиционной философии от ненаучных высказываний. Для того чтобы это сделать, они предложили использовать принцип верификации. Согласно этому принципу, научным (истинным) признаётся то высказывание, которое подтверждено опытом.Представители постпозитивизма предложили вместо принципа верификации использовать принцип фальсификации. Согласно принципу фальсификации, истинными являются те высказывания, которые не опровергнуты опытом.Представители постпозитивизма отмечают, что научные познания в современном мире осуществляются не отдельными учёными, а их сообществом. Сообщество учёных объединяет единый стиль мышления, который он назвал парадигмой.Парадигма – это совокупность убеждений, ценностей и технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих существование научных традиций. Развитие науки состоит в смене парадигм. Развитие науки в рамках данной парадигмы называется период «нормальной науки», а смена парадигмы – научной революцией.Нормальная наука — каждое новое открытие поддаётся объяснению с позиций господствующей теории.Экстраординарная наука. Кризис в науке. Появление аномалий — необъяснимых фактов. Увеличение количества аномалий приводит к появлению альтернативных теорий. В науке сосуществует множество противоборствующих научных школ.Научная революция — формирование новой парадигмы.По определению Томаса Куна, данному в «Структуре научных революций», научная революция — эпистемологическая смена парадигмы.Под парадигмами я подразумеваю признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу. (Т. Кун)Согласно Куну, научная революция происходит тогда, когда учёные обнаруживают аномалии, которые невозможно объяснить при помощи универсально принятой парадигмы, в рамках которой до этого момента происходил научный прогресс. С точки зрения Куна, парадигму следует рассматривать не просто в качестве текущей теории, но в качестве целого мировоззрения, в котором она существует вместе со всеми выводами, совершаемыми благодаря ей.