В истории философии не существует ответа на вопрос является ли феномен чел. личности исторически универсальным, существует ли личность? 1) В античности не было понятия личности. Сочетание «античная личность» явл. неправильным. Внешний облик ч-ка, его внутр. жизнь были относительно безразличны для античной эпохи (Сократ и Аристотель рассматривали ч-ка с т. зр. члена полиса). Смысл существования - быть гражданином полиса. Только на исходе античности начал формироваться «портрет» личности. Однако существует точка зрения, что именно в античном полисе произошло принципиальное выделение личности из коллектива (благодаря софистам, Сократу, которые переменили центр интереса к человеку).2) Существуют 2 точки зрения оценки личности в Средневековье: а) личность обесценена т.к. в полисе существовала строгая иерархия и подчинение б) Бог знает каждого человека по имени →самостоятельность и ответственность человека за свои поступки 3) Личность как ценность утверждается в эпоху Возрождения, индивид приобретает сознательную способность к самоформированию. В отличие от средневекового индивида, ч-к Нового времени может поступить не только своевольно, но и своеобразно. Основной признак личности – самостоятельно может определять для себя смысл и ценности своего существования. В Античности и в Средние века → ч-к воплощал уже установленный полисом идеал (ему нужно было соответствовать)Личность представляет ценность для европейской культуры. В восточном сознании такой ценности как личность нет. Личность – это ч-к, который смотрит на мир с некоей обособленной точки зрения. Восточный ч-к считает себя частью мира, границы личности очень условны.4) В русской ф-фии → синтез идей востока и запада. Рассматривается вопрос о пределах личности. В дух. области сложно точно определить, где я, а где не я, т.к. мое внутреннее я не существовало бы, если бы не было внешнего мира вокруг меня и истории до меня. Поэтому у личности нет пределов иных, чем пределы этого мира. На рубеже 19-20 вв. сформировалось новое фил. течение – персонализм. Представители его признавали личность и ее духовные ценности высшим смыслом земной цивилизации. (Бердяев, Э.Мунье, Теяр де Шарден, Виктор Франк).Личность – неповторимая уникальная субъективность, ее характеризует экстериоризация (осущ. человека во внешн. мире, удовлетв. его телесных потребностей), интериоризация (внутр. духовный мир индивида) и экзистенция (постижение высших бож-х. ценностей→ добро, истина, красота). Очень большое внимание уделяется проблемам чел.общения. Обществу как совокупности исторически сложившихся форм совместной деятельности противопоставлялось личностное сообщество в котором происходит объединение людей «По ту сторону слов и систем»