Все шпаргалки /
Философия /
Диалектика как учение о развитии и способ философствования. Законы диалектики, их методологическая роль в научном познании
Помимо основного мировоззренческого вопроса, в истории философии значительное место занимает и другая проблема: связаны ли между собой различные вещи, явления, процессы, составляющие мир; ли мир единое целое? Находится ли он в процессе изменения, развития, является неизменным? Противоположные решения этой проблемы выступают в форме диалектики и метафизики (в смысле антидиалектики), борьба между которыми проходит через всю историю философской мысли, как и борьба материализма и идеализма. Диалектика (греч. искусство вести беседу, спор). Впервые использовал Сократ имея ввиду диалог, спор. Гегель трактовал ее как умение выискивать противоположности в самой действительности. Немецкая классическая философия разрабатывает целостную концепцию диалектики, как универсальной теории и метода пзнания мира. Диалектика возникла и исторически развивалась в борьбе с метафизикой.Метафизика, как философский метод исследования, признает вещи, явления, процессы обособленными друг от друга, а связи между ними лишь внешними и поэтому они, а также понятия, которые их отражают, рассматриваются отделенными друг от друга. Диалектика, напротив, обосновывает, что все вещи, явления, процессы, а также понятия, которые их отражают, взаимосвязаны и внешне и внутренне. Поскольку мир, при всем его разнообразии, является одним целым, поэтому и диалектический метод требует, чтобы все, что становится предметом нашего исследования, рассматривалась с учетом внутренних и внешних связей. Конкретизацией этого требования является системный и комплексный подходы, которые имеют важное значение для современной науки и практики. Метафизика признает вещи, явления неизменными. Метафизический метод заключается в том, что они рассматриваются вне процесса развития. Если развитие ими и не отрицается, то он сводится лишь к количественным изменениям или понимается как повторение одних и тех же циклов. Поэтому с метафизической точки зрения невозможно объяснить, почему и как возникает новое. Диалектика, напротив, обосновывает, что все в мире находится в процессе развития, вечного обновления; всегда что-то отмирает, а что-то рождается, изменения должны не просто количественный, но и количественно-качественный характер. Диалектический метод ориентирует на то, чтобы каждый предмет, систему рассматривать в развитии, изучать, как этот предмет возник, какие этапы в своей эволюции прошел, каковы тенденции его дальнейшего развития, превращения в нечто другое. Метафизика отрицает любые внутренние противоречия в вещах, рассматривает вещи как самототожни. С метафизической точки зрения противоречия бывают только мижризнимы вещами (внешние), а также у мышлении (когда мышление осуществляется неправильно). Согласно принципам диалектики все предметы, явления внутренне противоречивы. "Борьба" внутренних сторон, тенденций составляет сущность вещей и служит источником, движущей силой их саморазвития, причиноюякиснихзмин, превращения в нечто другое. Диалектический метод ориентирует на то, чтобы выявить и исследовать противоречия, которые дают ключ к пониманию тенденций и закономерностей развития. Отсюда следует, что для глубокого и правильного постижения мира наши понятия должны быть взаимосвязанными, развиваться, нужно уметь "схватить" и отразить в нашей мысли присущи вещам противоречия, уметь понимать противоположности в единстве и взаимопереходах - в соответствии с объективной реал ьности. Гегель хотя и был сторонником метафизики, т.к. считал, что Германия уже достигла пика и дальше нет развития, но сформулировал основные з-ны диалектики:1. З-н перехода количественных изменений в качественные – вода при определенной температуре превращается в лед или пар, т.е количественные изменения накопились и произошло изменение.2. Борьба и единство противоположностей – хорошо, что нам сейчас плохо, т.е. определяет источник развития, который заставляет нас подняться.3. Отрицания отрицания – чтобы из зернышка был росточек, зернышко должно умереть, т.е. каждый процесс развития на основе отрицания (умертвления) предыдущей формы (этапа). Выражает взаимосвязь – часть предыдущего переходит в новое. (куда подевалась девочка, которой я была в 10 лет)