Отличия фил-ии античного мира и древнего Востока Античность – 7 в. до н.э. – 5 в. н.э. Выделяет 4 основных периода:1-ый – досократовский (7-6 в. до н.э.). Основные представители: философы Милетской школы, шк. Элеатов, Пифагор и его школа, Гераклит, Демокрит. Города милеет и Элеат – центры философского знания. Фалес представитель милетской школы. Изучает проблемы онтологии и основная проблема – первоначало всего сущего. До этих философов был вопрос – кто кого породил (мифология)? А философы уже задают вопрос – откуда все произошло? В этот период считалось первоначалом всего сущего признавать природный элемент – воду, воздух, огонь. Фалес считал первоначалом всего сущего воду, Пифагор – число, Гераклит – огонь. Демокрит вводит для обозначения всего сущего – атом ( от греч. «неделимый»). Демокрит считал, что вселенная бесконечна, неуничтожима, несотворима. В этот период уделяется большое внимание окружающей природе, поэтому философов называют натурфилософами. Натурфилософия – философия природы, связанная с естествознанием. Представитель школы Элеатов Парменит, использовал понятие бытие для обозначения всего сущего в мире. Элеаты первыми поставили вопрос об источнике истинного знания. Они различали истину и мнение, утверждали, что основой истинного познания является рациональное мышление, а чувственный опыт может дать только мнение. 2-ой – классический (5-4 в. до н.э.). Представители: софисты, Сократ, Платон Аристотель. Софисты и Сократ производят антропологический переворот в философии, т.е. они делают предметом изучения внутренний мир человека. Выделяют 2 поколения софистов: старшие и младшие. Софисты славились тем, что всегда доказывали свою точку зрения в любой ситуации. Они первыми предлагали изучить внутренний мир человека. Человек существо двойной природы: сочетание биологического и социального. Они поставили вопрос о различии между законами природы и общества. Законы общества – результат человеческого творчества и имеют относительный характер - позиция релятивизма. Ученики Сократа: Платон и Аристотель создали самые крупные философские системы античности. Они разработали основные и категории философии. Платон жил в 5-4 в. до н.э. Работы: Апология Сократа, Законы, Государство, Пир, Ион, Гиппий больший. Настоящее имя Платона Аристокл. Сократа казнили, когда Платону было 28 лет. Платон дружил с правителями, потом его заключили в рабство, друзья его выкупили и он создал свою школу- академию. Прожил он до 80 лет. Онтология Платона. По его мнению все вещи и явления нашего мира первоначально существовали в идеальном небесном мире в виде эталонных образцов, которые он назвал идеями (все существовало в небесном мире в виде эталонов, образцов, а у нас все то же, но в более расплывчатом состоянии). Связь между идеальным миром и нашим осуществляется посредством души. Когда душа вселяется в тело, она забывает все то, что знала. Процесс познания – это процесс припоминания душой того, что она узнала в идеальном мире. Познание – процесс припоминания того, что уже знаешь. Процесс припоминания включает процесс образования. Учение Платона о гос-ве включает в себя учение об идеях. Цель человеческой жизни – быть достойным гражданином полиса. Население гос-ва делится на 3 категории: мудрецы, воины, земледельцы (торговлей должны заниматься иностранцы, т.к. это развращает душу). Земледельцы могут иметь семью, собственность, а мудрецы (правители), воины не могли, т.к. чем выше положение, тем меньше должно быть прав и обязанностей. Не должны ущемляться интересы полиса. Аристотель (4 в. до н.э.) ученик Платона, но его взгляды отличаются от Аристотеля. У него около 150 научных работ. Создатель обширной научной системы античности, заложил основы логики как научной дисциплины, 1-ый систематизатор научного знания. Работы: Метафизика, Политика, Поэтика. Аристотель считал основой всякого бытия – первоматерию, но ее нельзя определить ни одной из категорий, которыми мы определяем конкретные состояния сущего. Между первоматерией, которая недоступна органам чувств и реально существующим миром есть промежуточная ступень 4 природных элемента: огонь, воздух, вода, земля. Конкретные вещи – это результат взаимодействия всевозможных комбинаций элементов. Первоматерию мы воспринимаем через органы чувств. Основой познания является чувственное познание, оно нам дает знание о единичных вещах. Разум нужен для того, чтобы постигать общие закономерности. По Аристотелю жизнь в гос-ве это естественная сущность человека. Человек – существо общественное, а гос-во это объединение людей для достижения общего блага. Основой гос-ва должен быть средний класс, но нужно, чтобы средний класс был в большинстве. Аристотель считал, что управлять гос-ом должны практичные люди, а Платон – мудрые.3-ий – эпоха эллинизма (3-1 в. до н.э.). Греки называли себя эллинами. Начало от походов А. Македонского до 30 в., когда Греция стала частью Римской империи. Представители: Эпикур, стоики. Эпикур образовал школу «сад Эпикура». Он считал, что философия должна лечить человеческую душу, а медицина – человеческое тело. Основная задача философии: найти для человека внутреннюю опору при неблагоприятных внешних обстоятельствах. Стоики: Зенон, Хрисип, Клеан. Они захотели сделать человека независимым от внешнего мира. Атараксия – безмятежность, апатия – бесстрастие (стоики). Эпикур считал, что надо выбирать только те удовольствия, которые не делают завтра тебя несчастным. Выделял 3 удовольствия:еда, жилье(естественные, необходимые)чревоугодие, секс(естеств, не необх)власть( не естеств, не необх) Несчастный человек – голодный, холодный, а все остальные удовольствия не сделают тебя несчастным. Счастье – благоприятный нрав, способность быть счастливым. Характер уже показывает счастлив ты или нет. Стоики считали, что апатия – отсутствие любых переживаний. Чтобы не печалится, не надо и радоваться. Они верили в судьбу. Нужно принимать обстоятельства такими, какие она есть. Все, что происходит надо воспринимать спокойно, не надо показывать своих чувств. Апатия единственный способ реагировать на все происходящее.Сенека говорил, по твоему лицу не должно быть видно, родился или умер у тебя сегодня ребенок. В Греции не прижились, развились в Риме.4-ый – римский (1-5 в.) – римляне развивают идеи греческой философии и начинает формироваться христианская философия. Представители: Сенека, Марк Аврелий, Эпиктет. Сенека был воспитателем правителя Нейрона. М. Аврелий правитель, был все время в походах. Эпиктет – был рабом, потом стал вольноотпущенником. Философия античности имела рационалистический характер, т.е. все философские проблемы разрешались с позиции разума. Философия развивалась в рамках космоцентрического мировоззрения. Космоцентризм - система взглядов на мир, для которого характерны представления о космосе как едином упорядоченном целом, важной составляющей частью которого является человек. Греки не выделяли ничего в качестве центра,не было ничего самого важного, все взаимосвязано, все возвращается на свои места по кругу.