В ребенке воспитывают негативное отношение к курению, алкоголизму и наркомании, поддерживая отрицательные эмоции к вредным привычкам.
Этому противопоставляют здоровый образ жизни, ориентируя ребенка на значение сохранения его собственного здоровья. Воспитание здорового образа жизни не может осуществляться в приказном порядке.
Воспитывают и закрепляют в ребенке здоровый ин-терес к физическим упражнениям на свежем воздухе, увлечениям спортом, книгами, к путешествиям, организованному досугу в свободное время.
Период полового созревания сопровождается транзиторным иммунодефицитным состоянием. В этом возрасте следует активно продолжать закаливающие процедуры, соблюдать режим дня для исключения физических и психологических перегрузок, принимать весной и осенью поливитамины, своевременно санировать хронические очаги инфекции.
Следует своевременно проводить профилактику ожирения, психоневрозов, дисфункции щитовидной железы. Имеют значение ранняя диагностика гинекологической патологии у девочек, ее лечение в начальных стадиях.
В школьном возрасте продолжается совершенствование двигательных функций. Физические упражнения на скорость (скоростной бег, быстрые игры, одевание, раздевание и др.) в 6–9 лет способствуют развитию скоростных процессов в умственной деятельности.
Школьный врач работает под руководством и контролем заведующего дошкольно-школьным отделением поликлиники.
В обязанности педиатра входят:
1) своевременные медицинские осмотры детей с заключением о состоянии здоровья, определением медицинской группы для занятий физкультурой и составлением плана лечебно-оздоровительных мероприятий;
2) на основании анализа медицинских осмотров составление плана мероприятий по укреплению здоровья школьников, который рассматривают на педагогическом совете, утверждают главный врач поликлиники и директор школы;
3) осуществление медицинского контроля за физическим воспитанием в школе, режимом работы, трудовым обучением, организацией питания, санитарно-гигиеническими и противоэпидемическими мероприятиями;
4) проведение работы по профессиональной ориентации школьников с учетом состояния их здоровья, подготовки материалов для комиссии по освобождению учащихся от переводных и выпускных экзаменов;
5) амбулаторный прием в школе, оказание медицинской помощи нуждающимся;
6) проведение санитарно-просветительной работы, профилактика травм и их учет;
7) наблюдение за диспансерными больными, их оздоровление.