Правила этикета не абсолютны — они рассчитаны на то, что в каждом конкретном случае их применяют, исходя из ситуации. Неизменным в любой ситуации и в любой стране остается глубокое уважение к окружающим, здравый смысл и рациональность вашего поведения. Очень помогает в непривычных ситуациях ориентация на окружающих.
Ваш внешний вид (помните пословицу «встречают по одежке»), как правило, не должен резко выпадать из окружения. Хорошо и со вкусом одеться можно и нужно в любой ситуации. Важно всегда помнить о том, что ваша одежда должна быть чистой, хорошо выглаженной. В случае, если вы сомневаетесь в правильности выбора стиля одежды — лучше выбрать более консервативный вариант, большого вреда вы этим себе не принесете. Не злоупотребляйте косметикой, украшениями и духами.
Культура речи — это еще один «краеугольный камень» поведения хорошо воспитанного человека. Слова приветствия, благодарности, извинения безусловно украсят ваш облик. Старайтесь не употреблять слова-паразиты, просторечия или грубые выражения.
Ничто так не эффективно в общении, в создании благоприятного впечатления, как искренняя улыбка и доброжелательность. Когда вы не уверены в правильности своего поведения, лучше предоставить инициативу другим. В любом случае нельзя чрезмерно навязывать свою точку зрения, привлекать всеобщее внимание, игнорировать высказывания других. Избегайте шума, не повышайте голоса. Не подходите слишком близко к собеседнику, не прибегайте к излишнему жестикулированию.
Самообладание и сдержанность выгодно отличают хорошо воспитанных людей. В общении с другими людьми избегайте переносить на них груз ваших проблем. Многие ошибки, вызывающие потом сожаление, связаны с неумением «выдержать паузу» в разговоре, обдумать то, что вы хотите сказать.
За столом на приеме полезно сначала понаблюдать за поведением других, особенно если вам предлагают незнакомое блюдо.
Не стесняйтесь спросить того, что не знаете — это простое правило спасло многих. Постарайтесь при этом не привлекать излишнего внимания. Ваш вопрос, обращенный к соседу и сопровождаемый улыбкой, не только может стать началом беседы, в ходе которой Вы узнаете то, о чем спрашивали, но и многие другие полезные детали поведения.
В то же время ни в коем случае не будьте назойливы. Постарайтесь побольше слушать.