В условиях хозяйствования предприятие как основное звено национальной экономики представляет собой сложную систему, объединяющую в себе взаимосвязанные компоненты социально-экономической, технологической и природной среды. Коммерческие, производственные предприятия, аккумулируя в своей структуре элементы различного происхождения - общественного, материального, информационного, отражают по сути сложную структуру народного хозяйства в целом. Определяя сущность современного предприятия с системных позиций стратегического управления как сложную, многоаспектную, теория управления рассматривает предприятие как саморазвивающуюся систему, которая может с определенной степенью гибкости реагировать на изменения внешней среды, адекватно изменять свою стратегию, цели, формальные структуры, организационную культуру и поведение персонала. Эффективность реагирования предприятия на изменения ее окружения зависит от степени открытости системы, адекватности механизма управления логике эволюции предприятия и окружения, равновесия в сочетании развития внутренней и внешней среды. Усложнение последней характеризуется ростом дифференциации внешних хозяйственных условий, высокими темпами смены хозяйственных приоритетов, влияющих, в свою очередь, на выбор стратегических целей предприятия, глобализацией экономических отношений, в которые вступает предприятие. Таким образом, производственная система и обуславливающая целеполагание и направленность деятельности система стратегического управления, составляющие предприятие, требуют изучения, поэлементного анализа с большей или меньшей степенью агрегирования в оценках. На выбор тех или иных представлений о сущности и составе предприятия как производственной системы будут объективно влиять цели и задачи поиска производственного и коммерческого предприятия, соответствующей в полной мере критериям реформирования предприятий на различных иерархических уровнях народнохозяйственной системы. Государственная программа реформирования предприятий в соответствии с выдвигаемыми критериями на макро-, мезо-, и микроуровне определяет модель адекватного рыночным условиям хозяйствования предприятия. В экономической науке известно несколько основных вариантов теории (модели) предприятия, описывающих с помощью небольшого числа фундаментальных предпосылок его возникновение, функционирование и/или ликвидацию. В каждом из них предприятие рассматривается под определенным углом зрения, с акцентом на те или иные особенности изучаемого объекта. Наиболее полно разработаны следующие пять вариантов теоретической модели предприятия: неоклассическая (А. Маршалл, Кларк, Дж. Робинсон и др.), институциональная (Р. Коуз, О. Уильямсон, К. Эрроу, С. Гроссман и др.), эволюционная (Р. Нельсон, С. Винтер), предпринимательская (М. Портер, Р. Хисрич) и агентская теория фирмы (У. Беркли, Г. Минз, У. Меклинг и др.). Рассматривая указанные варианты модели предприятия в развитой рыночной экономике под углом зрения требований каждой из этих концепций к функционированию предприятий, можно выделить следующие составляющие этих требований. 1. Предприятие должно адекватно реагировать на изменение рыночной ситуации (в том числе изменение цен на продукцию и на факторы производства), формируя свою объемно-номенклатурную и ценовую политику. Следует стремиться к максимизации разницы между доходами и расходами. В афористической форме этот принцип может быть изложен так: "Не бывает слишком больших расходов, бывают слишком малые доходы" (неоклассическая модель). 2. Для устойчивого функционирования на рынке предприятие должно создавать условия для уменьшения внутрифирменных, трансакционных и внешних транспортных издержек, облегчая поиск внешних контрагентов. Вместе с тем - особенно в условиях России - необходимо уделять значительные усилия контрактной деятельности предприятия, имея в виду, что чрезмерная минимизация трансакционных издержек может привести к росту себестоимости и потерям доходов из-за низкого качества составления и реализации контрактов между предприятием и его контрагентами. Следует стремиться к оптимизации размера фирмы с учетом факторов управляемости, мотивации работников и синергических преимуществ (институциональная модель). 3. Система внутрифирменного принятия решений должна быть объектом самостоятельного исследования и совершенствования. Следует оптимально сочетать стабильность правил принятия стратегических решений с гибкостью принятия тактических решений. Одна из главных задач предприятия - создать гармоничные условия взаимоотношений предприятия с хозяйственной и административной средой, обеспечить соэволюцию предприятия и среды, противодействовать отставанию внутренних изменений от внешних. 4. Необходимым условием эффективной работы предприятия в свободной рыночной экономике является наличие позитивной целенаправленной мотивации его работников - от рабочих до менеджеров. Для значительного числа работников такая мотивация возможна только при создании возможностей реализации их предпринимательских качеств либо на самом предприятии, либо в «интеграционной зоне» предприятия. Весьма важной является проблема сближения интересов руководителя предприятия и коллектива, преодоление разрыва между поведением директора как физического лица и как представителя юридического лица (предпринимательская модель). 5. Взаимоотношения между менеджментом и собственниками предприятия должны быть скоординированы с интересами бизнеса как продолжающегося процесса. Весьма сложную и важную задачу представляет собой поиск оптимальных соотношений между материальной заинтересованностью и профессиональным развитием менеджера. Асимметрия информации в треугольнике «работник – менеджер - собственник» создает предпосылки для нежелательного снижения производительности труда работников и менеджеров и для падения эффективности использования средств собственника (агентская модель). Для каждой из перечисленных моделей характерно преобладание тех или иных качеств, которые должны быть присущи предприятия для выживания в длительной перспективе. Разные модели по-разному определяют множество факторов, свойств предприятий как сложных организационных систем, влияющих на качество их функционирования и развития. Различны, соответственно, взгляды на факторы обеспечения устойчивости, управляемости организационных систем. В одних подходах эти качества вырабатываются прежде всего усилиями внутриорганизаци-онных структур, приведением их к оптимальному состоянию, в других успех предприятия в большей степени зависит от влияния рыночных воздействий, в третьих главное - приведение организационной и внешней среды к гармоничному соответствию.