Внешняя задолженность (внешние долги) - долговые обязательства стран-заемщиков перед внешними кредиторами и инвесторами, которые возникают при получении международных банковских кредитов, эмиссии облигаций и получении займов у официальных иностранных и международных учреждений, предполагают возврат кредита и процентов вне зависимости от экономической ситуации в стране-заемщике.В последнее время особую остроту приобрела проблема внешнего долга России. Данная проблема заключается в фактической неспособности России в полной мере выполнять обязательства по обслуживанию полученных внешних кредитов, что влечет за собой негативные последствия для национальной экономики. Важность данной проблемы обусловлена большим значением, которое имеет внешнее финансирование для российского государственного, а в последнее время и частного секторов, а также состоянием отечественной экономики, не обеспечивающей на сегодняшний момент необходимого уровня роста для поддержания суверенной платежеспособности. По сути, речь идет о полномасштабном долговом кризисе, приобретшем острую форму после августовской девальвации 1998 г. Кроме того, отсутствие долгосрочной стратегии эффективного управления и использования внешних займов предполагает дальнейшее ухудшение положения России как страны - заемщика, а фактор внешнего долга в значительной степени влияет на макроэкономическую ситуацию в стране. В случае России образование внешнего долга связано как со специфическими чертами национальной экономики, так и с глобальными экономическими процессами. Что касается черт, присущих исключительно России и повлиявших на образование внешней задолженности, то среди основных необходимо выделить значительные долги СССР, принятые Россией на себя, а также трудности перехода от планово-административной системы хозяйствования к рыночной, что потребовало привлечения дополнительных ресурсов из внешних источников. Процессы, протекавшие в мировой финансовой системе, также повлияли на формирование государственного внешнего долга России. Прежде всего, это эйфория инвесторов в 90-е годы в отношении перспектив развивающихся рынков, мировой кредитный бум, либерализация национальных финансовых рынков и т.д. Россия, будучи полноправным участником данных процессов, получала как выгоды (приток капитала), так и несла соответствующие риски, которые проявились в виде долгового и валютного кризисов. Внешний государственный долг России принято делить на задолженность Советского Союза, принятую на себя Россией, и собственный российский долг. В свою очередь, эти две составляющие далеко не равнозначны по своим качественным признакам.Под управлением внешним долгом в широком смысле следует понимать формирование одного из направлений экономической политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика. Широкое управление заключается: I. в формировании политики в отношении внешнего долга; II. в установлении границ внешней задолженности; III. в определении основных направлений и целей воздействия на микро- и макроэкономические показатели; IV. в установлении возможности и целесообразности финансирования за счет внешнего долга общегосударственных программ и т.д. Под управлением внешним долгом в узком смысле понимается совокупность мероприятий, связанных с выпуском и размещением долговых обязательств, обслуживанию, погашению и рефинансированию долга. Вся тяжесть управления задолженностью в узком смысле ложится на плечи министерства финансов (казначейства) и центрального банка.