Все шпаргалки /
Экономика /
Формы экономической интеграции и различия во взглядах на национальный суверенитет.
Углубление международного разделения труда, интернационализации хозяйственной жизни, научно-технической, производственной и коммерческой кооперации в мировой экономике ведут к развитию международной экономической интеграции. Этот процесс представляет собой сближение и объединение национально-государственной экономической систем в рамках единого хозяйственного комплекса на основе устойчивых экономических связей и общих закономерностей развития. Ведущую роль в процессе международной экономической интеграции играют интересы фирм, стремящихся к выходу за рамки обособленных национально-государственных рынков. Расширение рынков сбыта способствует развитию международной торговли, что ведет к увеличению объемов пр-ва, инвестиций, к общему эк. росту и увеличению массы и нормы прибыли. Одновременно меняется хозяйственная структура стран - малоэффективные фирмы не выдерживают международной конкуренции и прекращают существование, эффективные - напротив, укрепляют свои позиции как на внутреннем, так и на международном рынке, повышают степень рентабельности своей хозяйственной деятельности (т.е. происходит так называемая санация структуры национальной экономики).Создание межгосударственных хозяйственных комплексов требует изменения экономической политики отдельных стран и прежде всего - учета общих интересов интеграционной группировки. Высокая степень интеграции предполагает передачу части суверенных гос. прав надгосударственным (или, как их именуют, «наднациональным») органам управления. В тоже время каждая страна как бы получает часть суверенитета других государств, использует их экономические и политические ресурсы. При этом могут возникать противоречия междуотдельными государствами, а также усложнение условии функционирования не только отдельных фирм, но и целых отраслей. С одной стороны, экономические отношения в рамках интеграционных группировок - это как бы прообраз будущего единого глоб. хоз-ва. С другой – всякая группировка в той или иной степени отделена от стран и секторов мирового рынка, не включенных в эту группировку; ее участники предоставляют привилегии друг другу, не распространяющиеся на прочих участников международных экономических отношений. Это вызывает критику со стороны ВТО и других международных организаций, действующих в глобальном масштабе и стремящихся к созданию однородного общемирового экономического пространства.Международная экономическая интеграция может возникать в различных формах и проходить разные этапы эволюции. Простейшая - «зона преференциальной торговли», в рамках которой участники предоставляют друг другу различные льготы во взаимной торговле. Исходной формой собственно интеграционного объединения признается «зона свободной торговли» - в ее рамках отменяются торговые ограничения для стран-участниц, и в первую очередь снижаются или отменяются таможенные пошлины, импортные квоты, устраняются и др. ограничения. Как правило, либерализация взаимной торговли осуществляется при этом постепенно и дифференцированно по отраслям, преимущественно - в торговле промышленными товарами и услугами, в меньшей степени - в торговле продукцией аграрного сектора, который во многих странах, в том числе в странах ЕС, функционирует в условиях сохранения значительных элементов государственного протекционизма. Более высокая степень интеграции достигается в рамках «таможенного союза», участники которого наряду с мерами, осуществляются на уровне зоны свободной торговли, устанавливают единые таможенные тарифы для прочих (так называемых «третьих») стран и проводят единую внешнеторговую политику. Дополнением к таможенному часто становится «платежный союз», в системе которого достигается взаимная конвертируемость валют и проводится единая денежно-финансовая политика.Углубление интеграционных процессов может способствовать переходу от таможенного союза к «общему рынку» стран - участниц интеграционной группировки. Формирование общего рынка предполагает обеспечение свободного движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, а также стандартизацию производственных и коммерческих параметров экономической деятельности, проведение согласованной внутренней и внешней экономической политики, унификацию правовых норм, особенно в налоговой сфере и в отношении принципов и механизмов создания новых предпринимательских единиц.