Выбор стратегии бизнеса осуществляет руководство фирмы на основе анализа ключевых факторов,характеризующих ее состояние.Из ключевых факторов исследуются прежде всегосильные стороны отрасли и сильные стороны предприятия; затем точно так же - слабые стороны.Сильные стороны зачастую являются решающимипри выборе стратегии. Необходимо стремитьсяк максимальному использованию имеющихся возможностей. При этом важно искать пути развертывания бизнеса в новых отраслях, обладающих потенциальными задатками для роста.Сильными сторонами деятельности предприятия могут выступать обеспеченность предприятияресурсами, благоприятные условия внешней среды,отсутствие сильных конкурентов, наличие оригинальных технологий или товаров и многое другое.Слабыми сторонами могут быть непрофессиональное руководство, низкая квалификация персонала, зависимость от внешней среды, сильная конкуренция в этой отрасли и т. п.Важный фактор здесь - интересы руководствафирмы. Например, руководство любит рисковатьили, наоборот, оно стремится всеми способами избегать риска. Это может стать решающим факторомв выборе стратегии. В другом случае руководствоможет взять курс на поглощение другого предприятия исходя только из того, что оно решило свестиличные счеты или доказать что-то определеннымлицам.При анализе сильных и слабых сторон деятельности предприятия и дальнейшем построении на ихоснове стратегии обязательно должен приниматьсяво внимание временной фактор. Дело в том, что и возможности, и угрозы для фирмы, и планируемые изменения всегда имеют определенные временныеграницы. При этом важно учитывать и календарноевремя, и продолжительность интервалов осуществления конкретных действий по реализации стратегии. Часто добивается успеха та фирма, которая успешно управляет процессами во времени.Конечный этап выбора стратегии - ее оценка. Всяпроцедура сводится к одному: приведет ли выбранная стратегия к достижению поставленных целей.Затем проводится оценка стратегии по следующимнаправлениям:1) соответствие выбранной стратегии состояниюи требованиям субъектов окружения;2) соответствие выбранной стратегии потенциалуи возможностям фирмы;3) приемлемость риска, заложенная в стратегии;4) эффективность стратегии, которая оценивается последующим показателям:а) экономический эффект - воздействие стратегии на массу и норму прибыли, срок окупаемости инвестиций, объем продаж на внутреннем и внешнем рынке;б) социальный эффект - влияние на условияи привлекательность труда, развитие культурыи образования, качество жижни;5) экологический эффект - степень загрязненияокружающей среды, комплексность использованияприродных ресурсов;6) технический (качественный) эффект - изменениеуровня новизны, качества, конкурентоспособности продукции;7) системный (синергический) эффект - дополнительный доход от продажи и эксплуатации взаимодополняющих и сопряженных изделий, систем,машин и т. п.На основе проведенного анализа и оценки возможных вариантов принимается окончательное решениео выборе наиболее целесообразной стратегии.