Деятельность любого предприятия находится под воздействием как факторов, которые возникают при замкнутом контакте субъекта экономики и управленческойзадачи, так и факторов, возникающих при открытомвзаимодействии предприятия с внешней средой при решении той же задачи. Вся совркупность факторов конкурентоспособности предприятия по отношению к немуподразделяется на внешние и внутренние.Внутренние факторы - объективные критерии,которые определяют возможности предприятия пообеспечению собственной конкурентоспособности.К внутренним факторам можно отнести:1) потенциал маркетинговых служб;2) научно-технический потенциал;3) производственно-технологический потенциал;4) финансово-экономический потенциал;5) кадровый потенциал (структуру, профессионально-квалифицированный состав);6) эффективность рекламы и средств стимулирования сбыта;7) уровень материально-технического обеспечения;8) условия хранения, транспортировки, упаковкипродукции;9) уровень осуществляемых погрузочно-разгрузочных работ и транспортных услуг в соответствиис требованиями;10)подготовку и разработку производственных процессов, выбор оптимальной технологии производства;11)эффективность производственного контроля, испытаний, обследований;12)уровень технического обслуживания в постпроизводственный период;13)уровень сервисного и гарантийного обслуживания.Внешние факторы - социально-экономическиеи организационные отношения, позволяющие предприятию создать продукцию, которая по ценовыми неценовым характеристикам более привлекательна.Под внешними факторами следует понимать:1)меры государственного воздействия: экономического характера (амортизационную, налоговую, финансово-кредитную, инвестиционную политику,участие в международном разделении труда);административного характера (разработку, совершенствование и реализацию законодательных актов, демонополизацию экономики, государственную систему стандартизации и сертификации,правовую защиту интересов потребителей);2) основные характеристики самого рынка деятельности данного предприятия (его тип и емкость,наличие и возможности конкурентов);3) деятельность общественных и негосударственныхинститутов;4) деятельность политических партий, движений,блоков, формирующих социально-экономическуюобстановку в стране.Таким образом, конкурентоспособность предприятия представляет собой совокупность, с одной стороны, характеристик самого предприятия (внутренних факторов), а с другой - внешних по отношениюк нему факторов.В России управление деятельностью предприятияи обеспечение ему должного уровня конкурентоспособности в условиях расширения их прав и обязанностей и необходимости адаптации к изменениямпроходят весьма сложно. Гибкое приспособлениек внешней среде, которая в нашей стране играетважную роль, - одно из условий функционированиясубъекта экономики. В настоящее время значениефакторов внешней среды повышается. Необходимподбор четко определенного конкретного наборафакторов, оказывающих влияние на работу предприятия в конкретный период времени.