Все многообразие трактовок категории «качество» можно объединить в следующие группы.Кач-во как абсолютная оценка. В этом значении кач-во - синоним превосходства, т. е. кач-во товара представляет собой абсолютный, признаваемый всеми признак бескомпромиссного соответствия стандартам. Кач-во как св-тво пр-ции. В этом значении кач-во явл-тся производной от какого – либо измеримого количественного параметра продукта. Качество выше, если параметр больше. Кач-во как соответствие назначению. Кач-во представляет собой способность продукта или услуги выполнять свои функции. Кач-во как соответствие стандартам. Кач-во определяется как соответствие техническим стандартам и условиям, которые включают в себя целевые и допустимые значения тех или иных параметров и услуг. В последнем варианте МС ИСО дана новая трактовка, согласно которой качество характеризуется как степень, с которой совокупность собственных характеристик объекта выполняет требования.Управление качеством продукции представляет собой процесс, включающий выявление характера и объема потребностей в пр-ции, оценку фактического уровня ее кач-ва, разработку, выбор и реализацию мероприятий по обеспечению запланированного уровня кач-ва пр-ции. К концу 80-х годов пришло осознание того, что нельзя говорить только об управлении кач-вом пр-ции. Его принципы стали распространяться на все виды деятельности человека. В связи с этим понятие «управление кач-вом» было стандартизировано. Международный стандарт ИСО определил управление кач-вом как « методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для удовлетворения требований к кач-ву». В новой версии стандартов ИСО основным понятием явл-тся менеджмент кач-ва, который рассматривается как «скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией применительно к качеству».Составляющими менеджмента качества являются планирование, обеспечение и улучшение качества (планирование направлено на установление целей в области качества, определяет необходимые операционные процессы жизненного цикла пр-ции и соответствующие ресурсы для достижения целей в этой области; обеспечение кач-ва направлено на создание уверенности, что требования к нему будут выполнимы; улучшение кач-ва – это часть менеджмента кач-ва, направленная на увеличение способности выполнять требования к нему).Принципы управления качеством: 1.Первоосновой кач-ва является человек, от деят-сти которого благосостояние предприятия; 2.Управление качеством – это управление всем предприятием, всеми аспектами его жизнедеятельности; 3. В основе упр-ния кач-вом находится устранение не самих дефектов, а их глубинных причин.Универсальные общие требования к системам менеджмента кач-ва, регламентируемые МС ИСО, не учитывают специфических особенностей систем кач-ва, принятых в той или иной отрасли, а также особенностей выпускаемой пр-ции. Именно поэтому были разработаны модели систем управления производством, базирующиеся на принципах ХАССП ( анализ рисков и критические контрольные точки) и принципах GMP ( надлежащая производственная практика). Их цель связана с обеспечением безопасности выпускаемой продукции и решением на этой основе вопросов конкурентоспособности. Основное отличие систем управления производством, построенных на принципах ХАССП или GMP, заключается в том, что они затрагивают в первую очередь материальные процессы, связанные с производством продукции, в то время как системы, соответствующие требованиям МС ИСО 9001, затрагивают в первую очередь управленческие и информационные процессы на предприятии.Число отраслевых моделей систем качества не ограничивается перечисленными. В настоящее время во всем мире все большее распространение получает система TPM, которая зародилась в 60-е годы в Японии, и ее название можно перевести как обслуживание оборудования, позволяющее обеспечить его наивысшую эффективность на протяжении жизненного цикла продукции с участием всего персонала. Данная система была сформирована на основе оригинальной концепции обеспечения кач-ва, согласно которой ставку необходимо делать не на контроль качества, а на его создание непосредственно в процессе работы. Определение TPM: целью TPM является создание п/п, которое постоянно стремится к предельному и комплексному повышению эффективности производственной системы; средством достижения цели служит создание механизма, который, охватывая непосредственно рабочие места, ориентирован на предотвращение всех видов потерь на протяжении всего жизненного цикла производственной системы; для достижения целей задействуются все подразделения; в достижении цели участвует весь персонал. Внедрение TPM позволяет предприятию достичь предельной и комплексной эффективности производственной системы. TPM предполагает рост эффективности производственной системы за счет ликвидации всех потерь, препятствующих повышению эффективности работы человека и использования оборудования, энергии, сырья, инструментов.