Планируемая номенклатура выпускаемой продукциидолжна в целом обеспечивать равновесие спросаи предложения, а также сбалансированность годового выпуска с производственной мощностью соответствующего подразделения или всего предприятия. Поэтому в процессе составления производственногоплана необходимо правильно выбрать используемыев расчетах измерители объема выпуска продукции.В теории и практике планирования применяютсянатуральные, трудовые и стоимостные измерителипродукции.В процессе разработки плана производства продукции все объемные расчеты ведутся по каждойноменклатурной позиции. Номенклатура - перечень или состав выпускаемой продукции по видам,типам, сортам, размерам и иным признакам.Важными рыночными индикаторами при составлении плана служат показатели эффективности и обновляемости выпускаемых товаров. В соответствии сосвоим жизненным циклом каждый вид продукции достигает в известный период предельной эффективности, поэтому требуется периодическое обновлениеноменклатуры или ассортимента товаров и услуг. Коэффициент обновляемое™ - соотношение новойи старой продукции в годовом плане производства.Новой в промышленном производстве считается такая продукция, которая в современных динамичныхусловиях рынка выпускается в течение 1 - 3 лет, но неболее 5. Коэффициент обновления продукции на многих предприятиях задается как плановый показательв общем объеме производства и продаж. Планирование производства новой конкурентоспособной продукции должно обеспечивать высокий доход всемпредприятиям и фирмам. Это предполагает составление каждым предприятием долгосрочных и краткосрочных планов производства, обновление номенклатуры выпускаемых товаров, а также расширение использования новых плановых показателей и в первую очередь оценочных или экономических.В планах крупных промышленных предприятийдействует система базовых и оперативных показателей. К базовым показателям или контуру долгосрочных планов относятся:1) объемы продаж;2) темпы роста;3) размер прибыли;4) доход на акцию;5) доля на рынке;6) дивиденды;7) цена акций;8) компенсации работникам;9) уровень качества продукции;^стратегия роста;11)политика устойчивости;13социальная ответственность и др.К оперативным показателям (илипланам) отнесены показатели:1) добавленной стоимости; 2) инвестиции на одного работающего; 3) показатели роста производительности труда;4) коэффициент оборачиваемости капитала;5) политика в области снижения издержек.Текущие планы производства содержат следующие показатели:1) номенклатуру и количество выпускаемой продукции в натуральных показателях;2) объемы реализации или продажи продукции, работ и услуг в денежном выражении;3) численность промышленно-производственногоперсонала предприятия;4) фонд оплаты труда и средний уровень заработной платы персонала;5) запасы материалов, незавершенного производстваи готовой продукции;6) объем капитальных вложений и инвестиций по отдельным направлениям деятельности;7) основные финансовые показатели - себестоимость, прибыль, рентабельность и др.