После того как в фирме налажен стабильный учетденежных поступлений и платежей, затрат и движения складских запасов, у менеджеров возникает законный вопрос: а каковы должны быть величины этихпоказателей, обеспечивающие эффективную работупредприятия? Из этого вытекает проблема созданиянормативной базы, которая и является основой рационального планирования и бюджетирования. На основе нормативных показателей могут быть разработаны обоснованный план прибыли и реализации,бюджет денежных поступлений и платежей по компании, а также по отдельным предприятиям, входящим в нее. Главным нормативом любой компанииявляется норма прибыли на инвестированный капитал. Именно эта ставка служит основой расчета планового объема прибыли фирмы и определяющих еепоказателей: объема продаж и суммы издержек.Вторая группа нормативных характеристик продажные цены со скидками, находящиеся подпостоянным контролем и вниманием руководителей компании, и себестоимость изделий или услуг, управлять которой часто не удается простыми способами. Предельные цены по многим видамизделий контролирует рынок. Наиболее сложноуправлять себестоимостью на производственныхпредприятиях: здесь множество факторов не технического, а социального характера, связанныхс отношением наемного персонала к своей работе. Это и интерес в доходах и развитии предприятия, и желание эффективно работать, и умениеорганизовать труд подчиненных, и многие другие.Третья группа нормативных характеристик должна быть основой организации труда и заработной платы, обеспечивать рост производительности, совмещать рост зарплаты работников со снижением затрат на единицу изготавливаемой продукции. Четвертая группа нормативных показателейсвязана с установлением оптимального уровняскладских запасов. В первую очередь это касается запасов сырья и материалов: их размер определяется производительностью оборудования,объемами реализации и сроками поставки. Наиболее простой способ планирования поставокздесь по «точке заказа». Величина страхового запаса зависит от стоимости простоя одного дняработы предприятия из-за отсутствия сырья.Не менее важным является установление нормызапаса готовой продукции. При падении объемовпродаж производство приходится останавливать изза затоваривания складов готовой продукции. Здесьважно учитывать сезонный фактор, так как реальные объемы реализации разных изделий существенно различаются по месяцам.Пятая группа нормативов обеспечивает эффективность управления денежными потоками. Еженедельные и ежемесячные нормативы денежных поступлений и платежей обеспечивают контроль зафинансовой деятельностью подразделений и компании в целом.Важным показателем здесь также является предельный размер дебиторской задолженности покаждому покупателю. Торговый отдел обычно стремится беспредельно повышать дебиторскую задолженность по крупным покупателям.На основе разработки нормативов по основнымгруппам организационно-экономических и финансовых показателей может быть создана эффективнаясистема планирования и бюджетирования отдельныхпредприятий и подразделений компании.