Проблема оценки конкурентоспособности предприятия является сложной и комплексной, поскольку конкурентоспособность складывается из множества самых разных факторов. Однако эта оценка необходимапредприятию для осуществления ряда мероприятий,таких как: выработка основных направлений посозданию и изготовлению продукции, пользующейсяспросом; оценка перспективы продажи конкретныхвидов изделий и формирование номенклатуры; установление цен на продукцию и т. д. В настоящее время методология и методика проведения оценки неявляются достаточно разработанными. Сложностькатегории «конкурентоспособность» обусловливаетсямногообразием подходов к ее оценке.Среди основных методов анализа в экономической литературе выделяются следующие:1) горизонтальный анализ, или анализ тенденций,при котором показатели сравниваются с такимиже за другие периоды;2) вертикальный анализ, при котором исследуетсяструктура показателей путем постепенного спуска на более низкий уровень детализации;3) факторный анализ - анализ влияния отдельныхэлементов конкурентоспособности предприятия наобщие экономические показатели;4) сравнительный анализ - сравнение исследуемыхпоказателей с аналогичными среднеотраслевымиили с аналогичными показателями конкурентов.Как правило, в экономической литературе выделяются следующие методы оценки конкурентоспособности предприятия:1) оценка с позиции сравнительных преимуществ;2) оценка с позиции теории равновесия;3) оценка исходя из теории эффективности конкуренции;4) оценка на базе качества продукции;5) профиль требований;6) профиль полярностей;7) матричный метод;8) SWOT-анализ;9) построение «гипотетического многоугольника конкурентоспособности».Необходимо отметить, что вышеперечисленныеметоды оценки конкурентоспособности предприятияоднонаправлены: один метод учитывает резервыв использовании факторов производства, другой стоимость этих факторов, следующий - качество продукции. На наш взгляд, конкурентоспособностьпредприятия надо оценивать комплексно по всемкритериям и направлениям деятельности.Метод экспертных оценок основан на обобщениимнений специалистов-экспертов о вероятностях риска. Интуитивные характеристики, основанные на знаниях и опыте эксперта, дают в ряде случаев достаточно точные оценки. Экспертные методы позволяютбыстро и без больших временных и трудовых затратполучить информацию, необходимую для выработки управленческого решения.Суть экспертных методов заключается в организованном сборе суждений и предположений экспертов с последующей обработкой полученных ответови формированием результатов.Существует масса методов получения экспертныхоценок. В одних с каждым экспертом работают отдельно, он даже не знает, кто еще является экспертом, а потому высказывает свое мнение независимоот авторитетов. В других экспертов собирают вместе,при этом эксперты обсуждают проблему друг с другом,учатся друг у друга, и неверные мнения отбрасываются. В одних методах число экспертов фиксировано,в других - растет в процессе проведения экспертизы.