Методика и порядок планирования представляютсобой общий процесс планирования.Деятельность, связанную с планированием напредприятии, можно разделить на несколько основных этапов:1) процесс составления планов, или непосредственный процесс планирования, т. е. принятие решений о будущих целях организации и способах ихдостижения. Результатом процесса планированияявляется система планов;2) деятельность по осуществлению плановых решений. Результатами этой деятельности являютсяреальные показатели деятельности организации;3) контроль результатов. На этом этапе происходитсравнение реальных результатов с плановымипоказателями, а также создание предпосылок длякорректировки действий организации в нужномнаправлении. Несмотря на то что контроль является последним этапом плановой деятельности,его значение очень велико, поскольку контрольопределяет эффективность планового процессав организации.Процесс планирования - это не простая последовательность операций по составлению планови не процедура, смысл которой в том, что одно событие обязательно должно произойти вслед за другим. Процесс требует большой гибкости и управленческого искусства. Если определенные моментыпроцесса не соответствуют поставленным организацией целям, они могут быть обойдены, что невозможно в процедуре. Участвующие в процессе планирования люди не просто выполняют предписанныеим функции, а действуют творчески и способны к изменению характера действия, если, этого требуют обстоятельства.Методика и порядок планирования состоят из рядаэтапов, следующих друг за другом.Первый этап. Фирма проводит исследования внешней и внутренней среды организации, определяетглавные компоненты организационной среды, выделяет те из них, которые действительно имеют значение для организации, проводит сбор и отслеживание информации об этих компонентах, составляетпрогнозы будущего состояния среды, производитоценку реального положения фирмы.Второй этап. Фирма устанавливает желаемые направления и ориентиры своей деятельности: видение, миссию, комплекс целей.Третий этап. Стратегический анализ. Фирма сравнивает цели (желаемые показатели) и результатыисследований факторов внешней и внутренней среды (ограничивающих достижение желаемых показателей), определяет разрыв между ними. При помощи методов стратегического анализа формируютсяразличные варианты стратегии.Четвертый этап. Производится выбор одной изальтернативных стратегий и ее проработка.Пятый этап. Подготавливается окончательныйстратегический план деятельности фирмы.Шестой этап. Среднесрочное планирование. Готовятся среднесрочные планы и программы.Седьмой этап. На основе стратегического плана и результатов среднесрочного планирования фирма разрабатывает годичные оперативные планы и проекты.Восьмой и девятый этапы, не являясь стадияминепосредственного процесса планирования, тем неменее определяют предпосылки для создания новыхпланов, которые должны учитывать:1) что организации удалось сделать, реализуя своипланы;2) каков разрыв между плановыми показателямии фактическим выполнением.